Что происходит с «Семерыми в прошлом»? Этот вопрос волнует всех, кто следил за «Одним в прошлом», наблюдал за приготовлениями к новому эксперименту и ждал заселения его участников на хутор. Мы решили максимально правдиво рассказать о том, что происходит с проектом, его командой и что сейчас творится в голове у Сапога.

Проект «Семеро в прошлом» – историко-психологический эксперимент по выживанию наших современников в экстремальных условиях Древней Руси. Продолжение проекта «Один в прошлом». На этот раз девять месяцев на древнерусском хуторе должны прожить семеро человек. Разрешено использовать только аутентичную одежду, инструменты, снаряжение и пищу. Задача участников – не просто выжить, но наладить совместный быт и обеспечить себе запас продуктов.

Когда заходит разговор о судьбе «Семерых», обычно спокойный и ироничный Сапог сразу начинает нервничать. Обсуждая свои планы, он то надевает, то снимает капюшон и прячет глаза, в которых порой мелькает отчаяние.

Год назад команда «Семерых» начала активно освещать подготовку к проекту, рассказывать о производстве реквизита, проектировании построек хутора и подборе участников. Уже был утверждён Дмитрий «Дед» Саломатин, круг других кандидатов постоянно сужался. Но через пару месяцев всё неожиданно прервалось.

То, что случилось с «Семерыми в прошлом» весной прошлого года, по логике, должно было окончательно и бесповоротно убить проект. Он выходил более масштабным, чем «Один в прошлом», и требовал значительного финансирования. Постройка хутора по аутентичным технологиям, создание инфраструктуры, пошив костюмов, закупка скота (который собирались везти из Тывы – там сохранились породы, фенотипически близкие к средневековым коровам), почти год профессиональных съёмок в труднодоступном месте и регулярное освещение проекта – всё вместе это стоит несколько десятков миллионов рублей. Большую часть затрат брала на себя Новгородская область. «Семеро» должны были стать важной частью развития туристической отрасли региона. Был расписан бюджет, график поступления средств, найдены основные подрядчики… Но по разным причинам о финансировании пришлось забыть.

Сапог с Дедом тогда не сдались. Они искали альтернативные источники финансирования. Однако найти спонсоров или рекламодателей не удалось. Чтобы «Семеро» привлекли большой бизнес, они должны стать телепроектом – только так можно гарантировать необходимый спонсорам охват аудитории. При этом «продажа» проекта «большим» СМИ требует радикальной смены формата – «Семеро в прошлом» должен соответствовать стандартам современных телешоу. Пойти на это авторы проекта не смогли.

Стало очевидно – реализовать эксперимент в том виде, в котором он задуман, на данном этапе не получается. По логике, здесь все должны были сказать друг другу «спасибо!» и разойтись. Но бросать проект не хотят ни Сапог, ни Дед, ни Луч (Алексей Овчаренко – идейный вдохновитель «Семерых», автор проекта «Один в прошлом»). Сейчас обсуждаются пути развития и реформации проекта. Один из возможных вариантов – создать в Москве туристический объект – деревеньку X века, которая будет зарабатывать деньги для «Семерых», попутно там можно тестировать некоторые наработки, чему-то учиться, производить реквизит, необходимый для проекта. Другая идея – превратить «Семерых в прошлом» в нечто большее, чем разовый проект, создав своеобразный центр экспериментальной археологии. Денег на проведение отдельных экспериментов требуется гораздо меньше. В этом случае девятимесячная изоляция на хуторе будет всего лишь одним из проектов команды, пусть и самым дорогим. И он запустится, когда появятся деньги.

Главная причина пессимизма Сапога – отсутствие земли. В идеале он хочет сесть на конкретную площадку и начинать её обустраивать, постепенно обживать: сначала построить один дом, потом другой, мастерскую, загон для скота и так далее – растянуть этот процесс, а не пытаться отстроиться сразу, как планировалось изначально. Однако и без подходящего участка гипотетический «центр экспериментальной археологии» мог бы работать. Например, можно проводить совместные опыты со специалистом по древнерусскому кузнечному ремеслу Владимиром Завьяловым, учиться у самарских мастеров-керамистов и так далее.

Ничто не мешает собирать информацию и работать с ней, чем, собственно, участники «Семерых в прошлом» и продолжают заниматься. Всю эту деятельность можно освещать. Пусть не так масштабно, как планировалось, но контент можно производить и «на коленке» – главное, чтобы он был интересным.

Но все эти планы сегодня намечены только пунктиром. И Сапог, и Дед находятся в тяжёлом творческом кризисе и депрессии. Они перегорели. Фальстарт «Семерых в прошлом» дался им тяжело – и теперь проект сложно выстраивать заново. Оптимизмом в их кабинете и не пахнет. Тем более что оба заняты текущими делами, которые обеспечивают жизнедеятельность коллектива. Впрочем, несмотря на все сложности, самого неприятного не случилось – прошлой весной проект не умер. О нём не забыли ни авторы, ни аудитория.

«Если мы сейчас решимся и убьём эту историю, похороним проект, я вообще не знаю, что делать дальше, – говорит Сапог, – Я же ведь занимался всеми этими фестивалями, городскими историческими площадками только потому, что где-то вдалеке брезжила надежда когда-нибудь реализовать «Семерых в прошлом». Если мы закроем эту тему, я не знаю, как быть дальше…»

Как бы цинично это не прозвучало, сегодня следить за «Семерыми в прошлом» стало ещё интереснее – научно-популярный проект приобрёл черты настоящей жизненной драмы. Теперь мы можем наблюдать не только за реконструкцией средневековых технологий, но и за тем, не угаснет ли мечта Сапога с Дедом, смогут ли они выйти из этого глубокого кризиса победителями.