В день Ч, как всегда, всё пошло не по плану… Мы не рассчитали световой день, и в 5:00 была кромешная темень, поэтому сборы задержались.

Несмотря на тщательную подготовку и пробный выход в снаряге накануне, у каждого нашлось что-то, о чём он вспомнил в последний момент.

Сбор и комплектация осла, тоже заняла больше времени, чем планировали. На финал, все построились на плацу и вышли только в 6:40.

В поход отправилось всего десять человек и ясноглазая ослица Фея. Шесть легионеров из Leg.X.CPF, двое из Leg.X.FRT, колон-ословод и учёный художник-кельт, который писал на восковых табличках и фресках пейзажи и походные перипетии.

Сначала мы шли по прекрасной местности с живописными холмами и залитыми мягким утренним солнцем виноградниками.

Дорога была ровной и утоптанной, поэтому идти, любуясь видами, было одно удовольствие.

Утренний холодок приятно бодрил и настраивал на позитивный лад. В конце этого участка маршрута был брод через реку.

Легионеры, обутые в калиги на голую ногу, не заметив препятствия перешли реку. Парни в кальцеях и/или носках, повозившись со шнурками, тоже быстро оказались на том берегу.

Но с Феей возникли проблемы. Нагруженная ослица решительно отказалась форсировать реку, поэтому ей пришлось немного помочь.

После переправы организовали небольшой привал, чтобы поправить снаряжение и полакомиться виноградом с куста… Патрульные, охраняющие виноградник, были весьма удивлены закусывающей контубернией, но вошли в положение и обошлось без конфликта.

Дальше путь лежал прямо сквозь виноградник, и это было великолепно..!

Несмотря на то, что солнце начало припекать, утренняя эйфория прошла, а фурки потихонечку стали тяжелеть, дорога сквозь виноградники для меня стала одним из самых атмосферных мест всего перехода. А как только закончились виноградники, начался настоящий поход.

Начался он с того, что выйдя из виноградников, мы понесли небоевые потери. Молодой легионер из Leg X FRT стал жертвой плохо подогнанного снаряжения. Сегментата пережимала плечи и подмышки. Шлем, закреплённый на шее, давил на сонные артерии и мешал полноценно дышать. Возможно, на коротких дистанциях это незаметно, но марш с полной выкладкой выявляет и безжалостно наказывает за такие недоработки. Парень начал постоянно останавливаться, поправлять на ходу снарягу, отставать и сбивать общий темп. В итоге, его старший товарищ принял верное решение о прекращении марша и возврате в лагерь. Мы поснимали с «условно убитых» хлеб и остатки воды, пожелали удачно добраться до каструма и продолжили путь. Так мы потеряли обоих бойцов из Leg X, и нас осталось всего восемь.

Дорога пошла через пыльные холмы, покрытые редким чахлым лесом. Началась любимая забава марширующего легионера: спуск-подъём-спуск-подъём.

Солнце уже вовсю разошлось, нагрузка при спусках и подъёмах возросла стремительно, пот лил ручьём. На зубах скрежетала проклятая известковая пыль, покрывшая все снаряжение и липшая к потному телу, превращаясь в склизкий въедливый цемент. Шуточки и разговоры стихли, раздавался лишь мерный перезвон суспензориев, стук патер о зачехлённые скутумы и тяжёлое дыхание легионеров.

Грохот, кстати, всего от шести солдат раздавался ощутимый. Было приятно окунуться в фантазии и представить, как грохотала на марше центурия, манипула, когорта, не говоря о полноценном легионе. Однако скоро от посторонних мыслей и фантазий пришлось отказаться. С каждым шагом фурка, скутум и прочее снаряжение становились всё тяжелее, а вопрос «зачем я в это вписался» всё навязчивей.

В такие моменты хорошо изучать рисунок гвоздей на подошве впереди идущего коммилитио, сосредоточившись на переставлении ног и ровном дыхании. Именно ровный темп и дыхание — самые важные вещи в тяжёлых переходах. И именно они очень сбиваются во время подъёмов и спусков.

Во время особо крутого подъёма, одного легионера накрыл тепловой удар. Скакнуло давление, закружилась и заболела голова, лицо и шея стали пунцовыми. Эвакуировать его было нельзя, т. к. мы находились в глухом заповеднике. Поэтому устроили привал, отпоили товарища водичкой и назначили его почётным погонщиком осла.

А бывшего погонщика повысили до легионера, исполнив мечту парня прочувствовать все прелести походного быта. После этой рокировки мы продолжили марш сквозь известняковую пыль в прежнем темпе.

Дорога всё ещё была хорошей, и местность радовала видами крымской природы. Увы, любоваться красотами сил уже не было. Все упрямо и сосредоточенно маршировали вперед, мечтая лишь о большом привале.

Несмотря на потери, поздний выход из каструма, задержки на переправе, жару и пересеченную местность, темп перехода мы держали хороший. Поэтому около полудня мы вышли к подножию плато. На нём находилась цель нашего дневного перехода — оазис с озером и родником.

Запасы воды таяли, стимул добраться до родника трудно переоценить. Мы преодолели уже 3/4 пути, и нам оставалось всего ничего — взобраться по серпантину дороги на скалу. Сказать проще, чем сделать, поэтому перед штурмом скалы мы организовали полноценный полуторачасовой привал. Он позволил восстановить силы перед заключительной и самой сложной частью маршрута.

Впереди скальное плато, на котором ждал заветный родник.