Год назад звёзды и обстоятельства сошлись так, что группа джентльменов решила заняться тем, о чём многие постоянно думают, но мало кто решается воплотить. Мы занялись реконструкцией римской армии эпохи Принципата. Суспензории, скутумы, пилумы, кулусы — всё, о чём мы мечтали в детстве, перебирая трясущимися ручонками засаленные страницы энциклопедии военной истории… Почему Рим? Да потому что это круто! У римлян круто всё: бытовуха, снаряжение, технологии, искусство, общественные институты и армия.
В организации армии один из важнейших аспектов — это система логистики, позволяющая войскам быть мобильными и маневренными. Вспомним знаменитое прозвище «мулы Мария» — это легионеры, несущие на себе всю поклажу, чтобы не обременять армию обозом.
Естественно, тема походов и маршей стала для нас одним из приоритетных направлений, ведь глупо заниматься реконструкцией легионера, не изведав тяжесть снаряженной фурки. Сказано — сделано.

Мы же все ветераны и псы войны (во всяком случае, мы были в этом уверены), поэтому, недолго думая, смастерили перекладины-фурки и вещмешки-локулусы, пошили плащи-пенулы, купили билеты до Таврии и прекрасным майским утром вышли в поход. Тот поход мы назвали «походом боли». Стало ясно, что абсолютно всё не так. От постановки подошвенных гвоздей до способа крепления щитовых ремней. Пройдя 26 км по горам и лесам пыльной, жаркой Тавриды, мы ощутили каждый неверно расклепанный гвоздик в калиге, каждый незакрепленный ремешок.

Вернувшись в Москву, мы стали готовиться к июльскому походу, посвящённому исправлению ошибок в личном снаряжении. Переделали фурки, сделали локулусы по новой выкройке, отработали систему увязки фурок, вдумчиво поработали над обувью. Доделали недостающий инструмент, утварь, личные вещи типа ситул, фляг и патер. В этот раз взяли на марш, как и положено легионерам, боевого осла Вову. Его задачей было облегчить нашу участь, таща на горбу инструменты, воду, палатку, жернова.

С Вовой сразу возникли проблемы. Выяснилось, что люди, не плохо знакомые с конепользованием и верховой ездой, ничего не понимают в ослах и их вьючном снаряжении. Система подпруг и вьючного седла, отлично показавшие себя на пробных мероприятиях, оказалась непригодной для настоящей полевой работы под грузом. В довершение Вова оказался тупой, упрямой, злобной тварью, норовившей зацепиться за любую ветку, чтобы скинуть с таким трудом навьюченную поклажу. Итогом июльского марш-броска стало понимание, что осёл, при неправильной эксплуатации, превращается из помощника в неописуемый головняк и якорь, тормозящий всё подразделение.

Третий — экзаменационный — поход мы задумали провести на Крымском военно-историческом фестивале в сентябре 2016 г. При подготовке особое внимание уделили уже не личной снаряге, а общему имуществу контубернии, особенно ослиной сбруе.
Мы запланировали двухдневный переход с ночёвкой, полным снаряжением и нормально навьюченным ослом. Цель похода — обкатать логистическую схему передвижения на примере одной контубернии и проверить все практические наработки предыдущих маршей. К этому походу легионеры готовились основательно. С личной снарягой все походники за два выезда более-менее разобрались, а вот с общим имуществом контубернии — слабовато. Поэтому к КВИФу спешно изготовили следующее:

Поэтому к КВИФу спешно изготовили следующее:

— бурдюки для воды;
— бронзовый котелок-ситулу объёмом 5л;
— малые костровые решетки;
— новую палатку с переносным каркасом и коваными кольями;
— ручной жернов для пшеницы;
— новую систему подпруг для осла.

План похода был прост, а потому надежен:

1-й день
— Подъем 5:00
— Выход из каструма 6:00
— Малый привал 9:00–9:30
— Большой привал 12:00–13:30
— Постановка лагеря 16:30–18:30
— Караулы ночные 21:00–5:00

2-й день
Всё то же самое, только марш в обратном направлении, а вместо караулов — дискотека.)

Такая разбивка по времени, согласно источникам и исходя из логики, позволяет решить многие сложные вопросы, связанные с пешим передвижением людских масс. Например:
— как оптимально использовать световой день;
— какое максимальное расстояние можно пройти по холодку, до и после пика жары;
— сколько времени остаётся для постановки лагеря, приготовления полноценного ужина и отдыха.

С учётом привалов, поправки снаряжения и малых остановок, чистое время марша должно было составить 6 часов, за которые нам предстояло преодолеть 18 км. Учитывая сложность рельефа, тяжесть поклажи и уровень подготовки доморощенных легионеров, скорость 3 км/ч вполне нормальна.
Итак, всё что можно подготовили, рассчитали, перепроверили, покормили осла и отбились. Утром выход.