Глядя на шедевры деревянного зодчества, которые создавали предки примитивным инструментом, невольно задумываешься, что бы они сотворили, имея современный инструмент.
Основным инструментом плотника является топор. Конечно, сейчас, в век технологий, когда срубы «рубят» с помощью бензопил или полностью изготавливают на станках из оцилиндрованного бревна, топор стал скорее вспомогательным инструментом, хотя ещё относительно недавно был незаменим. С топором связано много пословиц:
«Топор острее, так и дело спорнее. Топор — кормилец».
«С топором весь свет пройдешь. Топор всему делу голова».
«Топор одевает, топор обувает».
«Без топора не плотник, без иглы не портной».
«Город строят не языком, а рублем да топором».
Без топора невозможно было обойтись в хозяйстве. Само слово топор — тюрского происхождения, оно заменило русское слово секира.
А появляются первые топоры ещё в раннем неолите, заменяя более примитивные рубила. Неолит: северный (8–3 тыс. до н. э), южный (8–6 тыс. до н. э.). «Для раннего неолита характерны макролиты („макрос“ — по-гречески „длинный“). Люди стали делать из кремня большие и массивные орудия. Некоторые из этих макролитов являлись топорами. Среди орудий всех предыдущих эпох не было ни одного, специально предназначенного для рубки деревьев и обработки брёвен (хотя многие могли употребляться для этого). Топор, появившись в раннем неолите, сразу стал неоценим для строительства шалашей и хижин, но едва ли не ещё важнее в это время был он для производства первобытных лодок, долблёных челноков, нужных для рыболовства» (Арциховский А. В. Основы археологии.)
В современных топорах для крепления рукояти-топорища используется отверстие-проушина, но на ранних её не было, и «лезвие» топора закреплялось иным способом. Либо в топорище выдалбливалось отверстие, в которое и вставляли топор.
Либо соструганное топорище загибали вокруг каменного «лезвия» и фиксировали кожаными шнурками.
Удивительно, но этот архаичный способ крепления топора на рукояти используется и для современных топоров. Топорище не проходит через сам топор, а огибает его.
В позднем неолите появляются полированные орудия. Если раньше инструмент изготавливали с помощью техники скола, то теперь он подвергался ещё и полировке. Это длительный и трудоёмкий процесс. Полировка производилась на каменных плитах, которые служили в основном для упора, а абразивом являлся смоченный песок. Полировка продлевала срок службы инструмента, так как техника скола существенно уменьшает изначальные размеры инструмента, а полировка позволяла подтачивать рабочую кромку понемногу, по мере необходимости.
В конце неолита появляются сверлёные топоры. С помощью полой кости, под которую подсыпался в качестве абразива сырой песок, и лучкового привода сверлилось отверстие. Туда вставлялась рукоять, и топор приобретал узнаваемые черты.
Максимального развития шлифованные сверлёные топоры достигли уже в эпоху бронзы. Весь бронзовый век камень успешно конкурировал с бронзой, но нигде не был ею вытеснен.
Первый период эпохи металла называется энеолит, от латинского «энеус» — медь и греческого «литос» — камень, то есть медно-каменный век. Энеолит: (6–3 тыс. до н. э.) В энеолите появляются медные инструменты, но каменные преобладают. На первых этапах из меди делали в основном украшения и небольшие шилья и ножи. Топоры же преимущественно оставались каменными.
«Еще недавно считали, что мягкая от природы медь не выдерживала соперничества с камнем, и полагали, что в этом причина малой распространенности медных орудий. Действительно, медное лезвие в работе тупится, но каменное выкрашивается. Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Опыты, проделанные в специальной археологической лаборатории, показали, что производственные процессы, выполненные параллельно инструментами из обоих материалов, быстрее завершались медными орудиями, несмотря на их мягкость. Следовательно, малая распространенность медных орудий объясняется не их плохими рабочими качествами, а редкостью самого металла, высокой стоимостью меди». (Авдусин Д. А. Издательство «Высшая школа», 1977)
Освоив литьё бронзы, люди стали изготавливать более совершенные топоры, хотя на первых порах бронзовые орудия часто подражали по форме каменным.
Бронзовый век: (3–2 тыс. до н. э.). Бронзовые инструменты были острыми и прочными, во многом превосходя каменные. При этом они имели высокую стоимость, вследствие чего бронзу использовали в основном для производства самых необходимых орудий.
Распространение железа произвело настоящую революцию в человеческой жизни.
Впервые железо упоминается в 15 веке до н. э. в переписке египетского фараона с хеттским царём. Поначалу железо было очень дорогим материалом. Оно употреблялось для производства ювелирных изделий и парадного оружия. Но железо быстро стало вытеснять бронзу, так как, в отличие от меди и олова, оно встречается практически повсеместно. Сначала появилось железное оружие, а потом уже хозяйственные орудия.
«Совершенно особое значение железа в земледелии определяется прежде всего тем, что ни каменные, ни бронзовые топоры не годились для вырубки значительных лесных площадей. Между тем только таким образом в большинстве стран можно было очистить пространства, необходимые для земледельческого хозяйства. Мало того, сжигание срубленных деревьев на месте давало почве необходимое удобрение, в этом заключается сущность подсечной и переложной систем, типичных для раннего земледелия. Железный топор всюду создал для этого достаточные возможности». (Арциховский А. В. Основы археологии.)
В первом тысячелетии до н. э. для оружия и орудий труда начинают применять сталь (сплав железа с углеродом). Сталь твёрже железа, стальные инструменты меньше подвержены деформации и лучше держат заточку. Сталь применяли в первую очередь для производства оружия, но и для инструментов она оказалась незаменима. Обычно на железную основу наваривалось стальное лезвие. Это помогало экономить дорогую сталь и при этом не терять качества инструмента. Эта технология просуществовала вплоть до наших дней. Такой же была и технология производства древнерусского плотницкого инструмента.
Коллекция находок древнерусских рабочих топоров насчитывает более 1500 экземпляров. Рабочие топоры имеют большое разнообразие форм и размеров. Изучением древнерусских ремёсел и инструментов занимался великий советский археолог Б. А. Колчин. Он разделял рабочие топоры на несколько типов. Основным массовым типом на протяжении X–XIII веков являлся топор с выемкой, опущенным лезвием и проушенным обухом. Эти топоры были распространены по всей территории Руси, от Киева до Новгорода, на востоке и в западных районах.
Второй тип топора — узколезвийный, прямой, клиновидный. Подобные топоры появляются в Восточной Европе ещё в середине I тысячелетия. На Руси бытовал в X–XI веках в основном в центральных и северных районах.
Третий тип топора с широким симметричным лезвием развился из второго типа в конце I тысячелетия. Такие топоры бытовали в основном в северных районах Новгородской земли в IX–XII веках. В южных районах встречаются довольно редко.
В XIII веке этот тип топора модифицируется, лезвие становится более узким, а вес топора уменьшается. Этот тип топора становится основным и бытует на протяжении XIII–XIV веков.
В конце XIV века топоры этого типа становятся более тяжёлыми, лезвие приобретает асимметричность, а обух становится массивнее, на нём появляется плоская верхняя площадка.
В XVIII–XIX веках в России прошла полная модернизация плотницкого инструмента. В обиход вошёл топор с широким лезвием и изогнутым топорищем «голландского» типа.
Практически с самого своего появления топор являлся не только орудием труда, но и оружием. Боевые топоры являются одними из самых частых находок предметов вооружения древнерусских воинов. Свою типологию боевых топоров предложил великий советский и российский археолог Анатолий Николаевич Кирпичников.