Наличие бани в комплексе усадьбы, строящейся для проекта «Семеро в прошлом», на первый взгляд может показаться очевидным. Ведь в представлении обывателя, человека далёкого от реконструкции, баня является неотъемлемой частью славянской культуры.
Но для нас, для реконструкторов и историков, не всё так очевидно. Перед нами стоит задача определить, была ли как таковая баня у славян, какой конструктивно могла быть эта баня, представить на ваш суд вариант бани, как он видится в комплексе усадьбы.
Начнём с основного, а именно с источников. Слово «баня» не славянского происхождения, это искажённое латинское balneum/balineum, которое, в свою очередь, происходит от древнегреческого βᾰλᾰνεῖον. А вот славянское название помещения для мытья — «лазня» с некотороми вариациями в написании. Слово «лазня» сохранилось в польском, белорусском, чешском и других славянских языках. Но мы для простоты будем и дальше называть помещение для мытья «баней».
Описание бани встречается нам в самом известном и самом распространённом летописном источнике, который известен даже российским школьникам. Это, конечно, «Повесть временных лет». Причем в «ПВЛ» рассказ о бане летописец вкладывает в уста ни много ни мало апостолу Андрею.
«И пришёл к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришёл в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своём сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись».
Кроме того, нельзя забывать и о легендарном сожжении древлянских послов княгиней Ольгой именно в бане!
В вышеприведённом отрывке «ПВЛ» баня фигурирует как отдельное деревянное строение. По данным археологии, типовая и самая распространённая конструкция строений в раннесредневековом Новгороде — срубный «четырёхстенок» и «пятистенок» (прямоугольное строение с единым или разделённым внутренним помещением).
Графическая реконструкция бани «по-черному» наземного типа.
О другой конструктивной особенности бани нам повествуют два следующих отрывка из произведений арабо-персидских авторов.
Так, персидский автор X в. Абу-Али Ахмед Ибн-Русте писал в своих географических сочинениях:
«В земле Славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, который покрывает деревянной крышею, какие видим у христианских церквей, и на крышу эту накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством, и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна. Когда же раскалят камни до высшей степени, поливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают уже одежду».
А вот арабский аноним XII в. в произведении под названием «Собрание историй»:
«Славяне делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошёл пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же».
Внутренний интерьер бани «по-черному».
Два почти одинаковых описания.
Надо отметить, что бани встречались в данный период не только в славянской культуре. Со времён Древнего Рима известны банные комплексы-термы, встречается их описание и в арабских манускриптах. Но в римских и восточных банях на человека идёт воздействие воды и горячего воздуха, в то время как в славянской и в банях северных народов — воздействие пара и воды.
Путешественники, ранее не видевшие паровой бани, решили, что перед ними жилое помещение, или же процесс мытья происходил в помещении для жилья? Возможны оба варианта.
Археологические источники, обобщённые и описанные в статье А. С. Хорошева «Бани в усадебной застройке Новгорода» (По материалам Троицкого раскопа), дают ответы на многие вопросы, появившиеся в ходе подготовки данной статьи.
Археологи выделяют бани по ряду признаков, среди которых три основных:
- относительно малые размеры строения;
- наличие крупной, относительно самого строения, печи-каменки;
- отсутствие материально-культурного слоя в подобных строения, применяется даже термин «стерильность слоя», в то время как прилагающие участки изобилуют находками.
Надо отметить, что бани на территории Троицкого раскопа выявлены только в крупных (650–700 кв. м.) усадьбах. Расположены бани в городской застройке примерно одинаково, максимально близко к мостовой, видимо, для отведения воды с участка усадьбы.
А. С. Хорошев указывает, что бани не характерны для небольших усадьб, ввиду экономии полезной площади участка. Также он указывает, что бани выносились за пределы участков к водным артериям. По предположению Хорошева, баней пользовались несколько соседских малоземельных семей.
Из описаний можно сделать вывод о том, какими конструктивными особенностями обладала славянская баня.
- Схожесть с жилищем по конструкции.
- Термоизоляция строения при помощи грунта.
- Использование камней как аккумуляторов тепловой энергии.
Исходя из вышеизложенного, мы сочли наиболее подходящим для строительства в комплексе усадьбы следующий вариант бани:
- сруб-пятистенок размером 3×5 м, оборудованный печью-каменкой. С двускатной (плоской) деревянной крышей, для термоизоляции заспанной грунтом. Первое помещение — холодные сени-раздевалка, второе — парная. Окна отсутствуют, есть лишь дымоход, закрываемый деревянной заглушкой.