Новая статья от Александра Фетисова, на сей раз про сельскохозяйственные орудия труда. Список литературы к углубленному изучению прилагается.


Пахотные орудия IX – XI вв. – тема, наиболее связанная в археологии с этнографическими параллелями.В археологическом материале от таких орудий сохраняются (за редким исключением) только металлические элементы – насадки на рабочие части. Сама конструкция орудий, их функциональные и целевые особенности по одним лишь этим наконечникам реконструированы быть не могут. Поэтому основной материал для реконструкций здесь дает этнографический материал XVIII – XX вв. и довольно многочисленные средневековые миниатюры с изображением сельскохозяйственных работ.

В ранних письменных источниках из всех пахотных орудий упоминаются «рало» и «плуг», с XIII в. – «соха». Что примечательно, слово «соха» в значении пахотного орудия – исключительно восточнославянское, у южных и западных славян этот термин в таком значении не встречается.
Общепризнанная классификация пахотных орудий пока не разработана. Поэтому, вслед за А.В. Чернецовым и Ю.А. Красновым примем такую общую типологию:
Рало – орудие для симметричной вспашки без переворота пласта земли. Археологически рало фиксируется по характерным насадкам на рабочую часть – наральникам – широколопастным наконечникам с плечиками.

Соха – двузубое орудие, имеющее чаще всего высоко расположенный центр тяжести. Для сохи использовалось одно тягловое животное. Главным отличием сохи от рала со времен Д.К. Зеленина считается ее двузубость. Рало имело один металлический наконечник, соха – два. Археологически фиксируется по металлическим насадкам на рабочую часть – сошникам – более узким и более длинным, чем наральники.
Плуг производит полный или частичный оборот пласта земли и производит несимметричную одностороннюю вспашку. Для плуга обычно использовалась одна или несколько пар тягловых животных. Главное отличие плуга от рала – наличие одностороннего отвала. Археологически также может быть зафиксирован по нескольким элементам. Металлический наконечник плуга (лемех – более крупный и тяжелый, чем наральник) дополнялся в конструкции специальным железным плужным ножом (череслом), который устанавливался перед лемехом.
По уровню развития эти пахотные орудия могут быть выстроены в такую последовательную цепочку: рало – соха – плуг. Но при этом, вовсе не значит, что эти орудия хронологически сменяли друг друга – они использовались одновременно в зависимости от типов систем земледелия и регионов.


Рало. 

Конструктивно рало раннего средневековья – достаточно простое орудие. Состоит оно из двух основных частей. Собственно рало (как правило, изогнутой формы), один конец которого заканчивался рукоятью, а на другой конец ставился металлический наральник; и крепившийся к ралу брус (грядиль), при помощи которого впрягались тяговые животные.

Этнографические украинские рала
Этнографические украинские рала

По устройству рабочей части рала делятся на два типа – бесполозные, у которых наральник находится под значительным углом к земле; и полозные, у которых рабочая часть близка к горизонтальному положению относительно земли. Бесполозные рала обрабатывали землю лишь концом наральника, пахали неглубого, не полностью уничтожали корни сорняков. Но при этом бесполозные рала были очень «маневренны» и при работе с ними можно было легко менять глубину вспашки. Это было очень удобно при работе на маломощных почвах, где большая глубина вспашки вредна. Рала же с полозом могли использоваться на почвах с глубоким пахотным слоем, однородным и «не замусоренным» камнями, корнями и пнями.

Вспашка ралом. Прорисовка миниатюры из «Слов» Григория Богослова, XI в.

Вспашка ралом. Прорисовка миниатюры из «Слов» Григория Богослова, XI в.

Археологические наральники VIII–Xвв. – это достаточно широкие (широколопастные) наконечники с разомкнутой втулкой, вытянутой в сечении. Длина наральников – от 16 до 22 см, ширина лопасти – 8 – 12 см, ширина втулки – 6 – 8 см. Основная зона распространения наральников – граница лесостепной и степной полосы и степная полоса. Однако встречаются они и в Северной Руси (Новгород, Ладога, Белоозеро), где с IX в. использовались одновременно с сохой.

Наральник Лука-Райковецкой культуры, IX в.
Наральник Лука-Райковецкой культуры, IX в.
Наральники Именьковской культуры, VII в.
Наральники Именьковской культуры, VII в.


Соха.
Соха – это чрезвычайно интересное и можно даже сказать, самобытное русское орудие. Этимологически, например, в языках неславянского окружения (финны, балты, позднесредневековые народы Поволжья) слово, обозначающее соху, восходит к восточнославянскому – а значит, что это орудие пришло к ним из славянского мира. Зародившись у восточных славян во второй половине – конце VIII в., соха уже в XII – XIV вв. широко распространяется во всей Восточной и Центральной Европе, став в позднем средневековье универсальным пахотным орудием практически для любых целей и любых типов земледелия.

Вспашка сохой. Миниатюра Лицевого летописного свода, XVI
Вспашка сохой. Миниатюра Лицевого летописного свода, XVI

Основная рабочая часть сохи – рассоха – выгнутая в продольной плоскости и раздваивающаяся на конце широкая плаха или доска, к которой снизу крепились два металлических сошника. Высота рассохи определялась ростом пахаря и по этнографическим материалам, как правило, не превышала метра. Как исключение известны однозубые и многозубые (три – пять зубьев) сохи, но лишь по этнографическим материалам XIX в. Верхним концом рассоха крепилась к горизонтальному брусу (рогалю), концы которого служили рукоятями. И поскольку оглобли для запрягания скота крепились к тому же рогалю, то соха получала высокое (в отличие от рала и плуга), на уровне рук пахаря, приложение тяговой силы. Фактически, при вспашке сохой, на тяговое животное шла мЕньшая нагрузка, чем при вспашке плугом. Поэтому в соху впрягалось одно животное (лошадь или к.р.с.), а в плуг – пара или несколько пар.

Типовая схема древнерусской сохи
Типовая схема древнерусской сохи

Основными отличиями сохи от плугов и рал было изготовление всех ее частей из отдельных деталей; наличие рогаля (подобного элемента у плугов и рал нет); раздвоенная рабочая часть; высокое место приложения тяговой силы; использование лыковых, веревочных или прутяных приспособлений (подвоев) для регулировки угла установки рассохи относительно оглобель (то есть – угла рабочих наконечников относительно уровня земли). Подвои функционально соответствовали деревянным стойкам у рал и плугов и дожили без изменений до XIX в., когда это мягкое соединение стало заменяться деревянным стержнем или железным прутом с винтами.
По этнографическим материалам известны достаточно сложные по конструкции сохи с дополнительными элементами, позволявшими переворачивать пласт земли на сторону (сохи перекладные, односторонки, сохи-косули) – то есть, орудия близкие уже к плугу. Однако о бытовании таких типов в раннем средневековье ничего неизвестно – скорее всего, они появились около XVI–XVIII вв.
Практически все находки сошников сосредоточены в лесной части Восточной Европы. Наконечники плугов, рал и плужных ножей распространены южнее. Считается, что первоначально, в VIII–X вв. соха предназначалась для работ в условиях лесного перелога и превращения подсек в поля длительного пользования – поэтому сохи могли использоваться одновременно с ралами, которые успешно работали на старопахотных землях и на относительно чистых, давно освобожденных от леса землях.

Новгородские сошники XII – XIII вв. (По Б.А. Колчину)

Новгородские сошники XII – XIII вв. (По Б.А. Колчину)

Среди сошников преобладают длинные (18-20 см) и узкие (6 – 8 см) наконечники. Ширина втулки сошников VIII – X вв. составляла 5 – 7 см. Средний вес – около 650 гр. Древнейшие наконечники сошников найдены в Старой Ладоге (вторая половина VIII – перв. четв. IX вв.) и на городище Холопий городок под Новгородом (конец VIII – нач. Х вв.). К Х в. относится редкая находка деревянной двузубой рассохи в Старой Ладоге. В Х в. находки сошников известны в Тимерево, Владимирских курганах (Большая Брембола), Гнездово. В XI – XII вв. находки сошников уже широко известны практически по всей лесостепной Руси, появляются они и в Прибалтике, и на финно-угорских территориях. Сошники изготовлялись, как правило, из цельного куска железа или низкоуглеродистой стали.

Пара сошников. XIVв.

Пара сошников. XIVв.


Плуг.
В Центральной Европе плуг, как орудие, обязательной функцией которого является переворачивание пласта земли, появляется в первой половине I тыс. н.э. Исходя из упоминания плуга в ПВЛ при описании похода Владимира на вятичей в 981 г., считается, что в Х в. плуг уже был хорошо известен в восточнославянском мире. Однако не все так просто.

Вспашка плугом. Прорисовка росписи Воронецкого монастыря. Молдова. XVI в.

Вспашка плугом. Прорисовка росписи Воронецкого монастыря. Молдова. XVI в

Вспашка плугом. Прорисовка росписи Воронецкого монастыря. Молдова. XVI в.
Основные части плуга, известные по этнографии и по средневековым миниатюрам – рабочая часть (полоз), на конец которой насаживается лемех; плужный нож (чересло); отвал, обеспечивающий переворот пласта земли на сторону. Иногда плуг мог иметь колесный передок. Полоз обычно был двойным – он изготовлялся из двух «брусьев», концы которых вверху изгибались, переходя в рукояти, а внизу соединялись под насадку лемеха. Суть пахоты плугом: пласт земли разрезается вертикально установленным череслом, подрезается горизонтально лемехом, поднимается им и переворачивается на сторону односторонним отвалом.
Археологически, однако, определить какие-либо детали именно как элементы плуга бывает довольно сложно. Дело в том, что главная отличительная функция плуга – переворот земли – осуществлялась элементом (отвалом), который долгое время в средневековье изготавливался из дерева, и потому не сохранялся. Плужный лемех отличается от наральника фактически только размерами – плуг всегда был значительно крупнее рала, чем и объяснялась его высокая производительность, сложность конструкции и дороговизна. Длина домонгольских лемехов составляла от 18 до 26 см, ширина – 12 – 19 см, вес – от 1 до 3 кг. Лемехи позднесредневековых плугов имеют ассиметричную форму, однако в домонгольской Руси эта особенность еще не сформировалась полностью – ассиметричность в это время фиксируется у лемехов довольно редко (Райковецкое городище, Изяславль).

Ассиметричный лемех. XII в.

Ассиметричный лемех. XII в.

Те наконечники, которые интерпретированы как симметричные плужные лемехи (исходя из их крупных размеров), домонгольской Руси, как правило, довольно широко датируются концом Х – началом XIII вв. Домонгольские лемехи изготовлялись из двух половин и иногда даже усиливались наваркой дополнительных полос. Известны наконечники плугов со следами ремонта.
Плужных наконечников, датированных более узко IX – X вв. пока неизвестно. Поэтому говорить о широком распространении плуга в Древней Руси до XI в., вероятно, еще рано. Возможно лемехи (если, конечно, это не наральники) были найдены на городищах Хотомель (IX в.) и Екимауцком (X–перв. пол. XI вв.). Там же в обоих случаях были найдены и плужные ножи..


Борона.
Для послепахотной обработки применялась борона. Сам термин «борона» встречается в расширенной редакции «Русской Правды» (нач. XII в.) вместе с плугом.

Этнографические типы украинских борон.
Этнографические типы украинских борон

Древнейшей формой считается борона-суковатка из еловых бревен с сучкам.

Графическая реконструкция бороны-суковатки.
Графическая реконструкция бороны-суковатки

В археологическом материале раннего средневековья детали бороны большая редкость, но все же есть. В Старой Ладоге найден деревянный зуб бороны X в.


RUjkZ3rZezA
Зуб бороны из Старой Ладоги


Литература.
Довженок В.И. Землеробство Древньоi Русi. Киiв. 1961.
Краснов Ю.А. Древние и средневековые пахотные орудия Восточной Европы. М. 1987.
Колчин Б.А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период). М. 1953.
Чернецов А.В. О периодизации ранней истории восточнославянских пахотных орудий// СА. 1972. № 3.
Чернецов А.В. К изучению генезиса восточнославянских пахотных орудий// СЭ. 1975. № 3.