Справка о домашних животных IX–XI веков в северо-западном регионе.
Уже к X веку житель городской или сельской усадьбы гораздо больше зависел от домашнего скота и птицы, чем от продуктов охоты. Археология северо-западного региона говорит об абсолютном превосходстве костей домашних животных над дикими.
Наиболее распространено было содержание свиней и крупного рогатого скота. В IX–X веках преобладает свинья, а с начала XI века бык домашний. Отметим, что значительная часть остеологического материала, принадлежащего свинье, в слоях IX–X веков, перемешана с костями кабана. Этот факт говорит, во-первых, о большем значении охоты в ранее время, во-вторых, о постоянном скрещивании диких и одомашненных свиней.
Мелкий рогатый скот: козы и овцы, количественно уступает свиньям и быкам. Тем не менее, он представлен достаточно, чтобы утверждать о повсеместном его разведении. Большинство этих животных — молодые особи, их останки несут следы мясной разделки. Значит, при разведении скота человек тогда был вполне прагматичен. Откорм молодняка значительно эффективнее, поскольку он быстро набирает массу. При достижении определенного возраста становится невыгодно тратить корм на животное, поскольку рост замедляется. Поэтому на постоянном содержании остаются только производители, дающие новое потомство, и животные, дающие побочный продукт. Например, коровы и овцы, дающие молоко и шерсть.
Женские особи перечисленных животных преобладают, что весьма практично.
Животные раннего Средневековья были существенно мельче современных родичей. Например, типичная высота коровы в холке — один метр, при том что современные значения достигают 126–135 сантиметров. Козы, свиньи, овцы также были намного меньше современных.
Это неудивительно, ведь современные показатели — результат тысячелетней селекции. Однако у архаичных пород есть и плюсы.
В наши дни аборигенные породы крупного рогатого скота при значительно меньшей продуктивности на порядки выносливее. Также они неприхотливы в уходе, что повышает рентабельность их содержания в суровых условиях Средневековья.
На фото одна из аборигенных пород коров — якутская.
Отдельно скажем о домашней птице. В основном это куры и гуси, широко распространённые в Средневековье. Курица встречалась более массово и сильно отличалась от современных пород. Опыт содержания кур даже в современных деревнях и на проекте «Один в прошлом» показывает, что они ведут в хозяйстве полудикий образ жизни, обладают значительно меньшей мышечной массой и несутся менее продуктивно. Как и в случае с животными, часто их съедали в молодом возрасте. Так делают в русской деревне и сейчас, когда молодняк выращивают с весны, а к осени пускают на убой, оставляя только производителей — чтобы не тратиться на корма зимой. Это связано с тем, что летом они могут кормиться самостоятельно, питаясь подножным кормом.
На фото Банкивская джунглевая курица, от которой, как считается, произошли домашние куры. Возможно, раннесредневековые куры больше походили на неё, чем на современных породистых кур.
Остеологические останки серого гуся трудно отличимы от костей дикого собрата. Отличия настолько несущественны, что невозможно достоверно судить о том, был ли конкретный экземпляр добыт на охоте или являлся одомашненной особью. Ясно одно — домашний гусь в IX–XI веках практически не отличался от дикого серого гуся, существующего поныне.
Дикий серый гусь, anser anser.
И пара слов о лошади. Во-первых, она практически не употреблялась в пищу — хозяйственная разделка на костях отсутствует в большинстве случаев. Во-вторых, она также существенно мельче современных пород: средняя высота в холке около 130 см. Даже беспородные рабочие лошади современности имеют высоту от 140 см, породистые же тяжеловозы бывают до двух с лишним метров в холке.
Мы не считаем, что лошадь необходима на проекте, поскольку в раннем Средневековье она использовалась или для войны, или для масштабного земледелия. Ни того, ни другого на проекте не будет.
На фотографиях можно сравнить аборигенную якутскую лошадку и породистого тяжеловозного Шайра.
Немного статистики и опыта из проекта «Один в прошлом».
- В начале проекта было 4 козы, 15 кур и 1 петух.
- Из четырёх коз доилась одна, одна была покрыта, две молодых, ни разу не рожавших.
- Из 15 кур неслись 4, что показал осмотр ветеринара.
- В процессе проекта одна из молодых коз была зарублена на мясо.
- Также в процессе 5 куриц и петух были съедены лисой, одна зарублена на мясо героем.
- Примерно через два месяца после начала проекта дойная коза фактически потеряла молоко. Осмотр ветеринара выявил причину: она давно не рожала.
- Четыре курицы из девяти оставшихся так и не начали нестись до конца проекта.
- Даже зимой куры приносили в среднем два яйца ежедневно.
- По мнению героя, нет смысла рубить несущуюся курицу, поскольку мяса с неё получается очень мало.
К серьезным ошибкам стоит отнести:
- Животные были найдены очень поздно, и пришлось начинать проект с незнакомыми и по большей части бесполезными козами и курами.
- И козы, и куры не были похожи на исторические аналоги, в частности, они давали больше молока и яиц.
Проект «Семеро в прошлом» сложно было бы представить без домашних животных.
Мы планируем завести свиней, корову, козу и овец. Они обеспечат жителей необходимыми продуктами. В ближайшие два года мы отберём наиболее подходящих по размерам и продуктивности животных.
Свиньи — самый выгодный и распространённый вид животных раннего Средневековья. Они обеспечат участникам мясо, жир, кожу. Искать будем поросят от беспородной деревенской свиньи, скрещенной с кабаном. Такое до сих пор практикуют даже в центральной России.
Корова — источник молока. Будем искать особь аборигенной породы, например, якутскую, бурятскую или монгольскую корову.
На фото еще пример аборигенной породы — шотландская высокогорная.
Коза и овцы — источники молока, мяса и шерсти. Прекрасно содержатся вместе и дополняют друг друга. Даже в современных хозяйствах овец часто дополняют козами, поскольку последние умнее и лучше запоминают дорогу и хозяина, направляя овец. Тут нам не подходят породистые виды, профилированные селекцией в ту или иную сторону. Подберём самых обыкновенных, низкопродуктивных и выродившихся животных.
Гуси и куры — источник мяса, яиц, пуха и пера. Поскольку отличия от любой современной породы слишком значительны, нужно либо искать мелкие, беспородные виды, либо попытаться выродить породу, скрещивая наименее продуктивные виды и обеспечивая полудикий образ жизни.
Чтобы отобрать наиболее выносливых и подходящих животных, мы заведём животных-родоначальников уже весной 2016 года. Скорее всего, на проекте будет использоваться уже их потомство.
Источники:
Беговатов Е. А.,Петренко А. Г. К вопросу о восстановлении пола и высоты в холке крупного рогатого скота по метаподиям.
Зиновьев А. В. Обзор археозоологического материала, полученного из раскопа «Десятинный-1» в Великом Новгороде в 2008 году
Зиновьев А. В. К проблеме идентификации костных остатков кабана (Sus scrofa) из средневековых слоев Новгорода Великого
Зиновьев А. В. Птицы средневекового Новгорода Великого (X–XIV вв.): фаунистический состав и хозяйственное значение
Молтби М., Гамильтон-Даер Ш. Кости животных из раскопок в Новгороде и его округе
Саблин М. В. Новые исследования фаунистических остатков с Рюрикова городища
Hildegard Elsner. Wikinger Museum Haithabu: Schaufenster einer fruhen Stadt