Одним из самых серьёзных испытаний для Паши на проекте стала депрессия, которая накатила во всю мощь ближе к середине проекта. Мы помним видеозаписи Героя, на которых Паше хотелось посочувствовать. Было сложно выполнять ежедневные дела, было сложно привыкнуть, а затем и научиться чувствовать себя хорошо в условиях одиночества, было сложно справиться с собой, порой заставляя себя оставаться на проекте.
Думаю свойственные Павлу терпеливость и трудолюбие, упорство в достижении цели, а также природная устойчивость и какая-то скромность по отношению к самому себе позволили ему сделать свою жизнь на хуторе наполненной радостью от простых вещей — тепла и сухости, тишины природы, запаха земли, общения с домашними животными.
Уверен, также, что важным фактором успешной адаптации Героя на хуторе явилась вплетённость в общий замысел проекта, когда многие и многие люди, могут прикоснуться к кусочкам быта Сапога и разделить с ним маленькие шаги в его продолжительном пути. Это внимание во многом поддерживает Пашу и помогает ему.
Как я сейчас вижу, быть на хуторе — это одновременно очень просто: повседневные рутинные дела, которые задают свой темп деятельности, намного более спокойный по сравнению с городским, простота предметов, окружающих тебя, близость природы. И одновременно в этой рутине быта есть какая-то жесткость, может быть даже жестокость. Вещи и события, окружающие Сапога, непосредственны. Они такие как есть, без оценок и интерпретаций, без этого налёта социальности, который постоянно сопровождает нас, жителей больших городов, в каждодневных делах. На хуторе в человеке это природное обостряется, выходит на передний план. И вот с этим нужно как-то жить, принимать себя и хорошего и плохого. Например, есть желание убить козу и сразу включаются эмоции, действия. Всё быстрее намного, нет внешних и слабее внутренние механизмы остановки поступков. Думаю, этот опыт собственной природности и обращения с ней может быть очень ценным, возможно именно за ним и стоило идти жить на хутор.
Паша на хуторе сам находил и создавал механизмы собственного выживания. «Ножу место в ножнах» и его другие правила — это как раз основные линия быта, которые были нащупаны путём проб и ошибок. Это большая внутренняя работа по самодисциплине, найти что-то, сделать обязательным для себя, исполнять. Это большой ресурс преодоления, достижения целей, который Герой сможет взять с собой в дальнейшую жизнь.
До конца проекта остаётся совсем немного времени и очень хочется надеяться что этот, безусловно, сложный этап пройдёт хорошо. Потому что Павлу предстоит включиться в многочисленные отношения с близкими, друзьями, коллегами. Выйти из той среды, которую он сам для себя сделал, и в которой с таким трудом удалось научиться чувствовать себя хорошо. Паше также вновь предстоит сделать внутреннюю работу над самим собой, чтобы его опыт не пропал и был ресурсом для него. Здесь наверно важно и хорошо, что Паша всё это время с нами общался, пускай и опосредованно, а значит его опыт разделён, и это создаёт условия для близости и понимания.
Но подводить итоги пока рано, личное испытание Паши, которое он сам для себя сделал, ещё не закончено.