Этот обзор посвящен конструкциям печей, распространенных в раннем средневековье на восточнославянских территориях. Как справедливо отметил П. А. Раппопорт: «Печь — один из наиболее стабильных элементов жилья. Если во время раскопок находили жилище, то почти всегда удавалось обнаружить и печь» (Раппопорт, 1975. С. 144). Иногда печи фиксируются даже в таких случаях, когда от жилища не осталось вообще никаких следов. Если в постройке не найдена печь — то вполне вероятно, что для отопления использовался открытый очаг. Если не найдены ни печь, ни очаг, то вполне вероятно, что постройка имела не жилое, а хозяйственное назначение.

Печи (их форма, конструкция, расположение) всегда являлись прекрасными маркерами этнических процессов, инокультурных влияний, миграций племен и т. д. Тем удивительней, что печи, как археологический объект, до сих пор не стали еще предметом специального монографического исследования — специально печам посвящено всего несколько сводных статей; обычно печи описываются при общей публикации раскопок того или иного памятника.

Типы печей

На восточнославянских территориях в VIII — X вв. существовало 7 типов печей:

  1. Печи-каменки, сложенные насухо, иногда на земляном или глиняном растворе. Свод иногда возводился из глиняных вальков.
  2. Печи, сооруженные полностью из камня и глины.
  3. Печи, вырезанные в материковых останцах. Своды таких печей обычно лепились из глиняных вальков-конусов.
  4. Подбойные печи, устроенные в стенах жилищ.
  5. Глиняные печи, полностью слепленные из глины или вырезанные в искусственно сбитых глиняных массивах. Применялись глиняные вальки.
  6. Глиняные печи на деревянном каркасе.
  7. Глиняные печи на каменном основании (Смиленко, 1989. С. 106).

Каменки

Печи-каменки распространены в Северной Руси (Новгородско-Псковские земли), в Среднем и Правобережном Поднепровье (на землях летописных полян и древлян), южее — в Поднестровье (хорваты, тиверцы). Нет их на левобережье Днепра (северяне) и в Верхнем Поднепровье (кривичи — хотя именно этот регион в отношении печей — практически «слепое пятно»).

Раннеславянские печи-каменки начиная с VI — VII вв. складывались практически без связующего раствора; иногда только щели между камнями забивались глиной или битой керамикой (Раппопорт, 1975. С. 145).

1

Рис. 1. Печь-каменка VI — VII вв.

Печи-каменки IX — X вв. по форме близки к прямоугольнику со сторонами от 90 см до 1,7 м и высотой до 90 см. В нижней части стенки печи складывались из более крупных и уплощенных камней, выше — из более мелких. Каменки обычно складывались насухо, хотя в ряде случаев известна и подмазка глиной. Под каменки обычно располагался на уровне пола жилища, хотя известны случаи, когда он был немного углублен в пол, или наоборот приподнят на 10-15 см. На ранних этапах в VIII — IX вв. под почти всегда был земляным, изредка его подмазывали глиной, или выкладывали плоскими камнями (Раппопорт, 1975. С. 146). В Х в. поды каменок обычно глиняные.

В Старой Ладоге печи-каменки стоят обычно на опечках размером около 1,2×1,5 м, представлявших собой навалы камней в несколько слоев, ограниченные по периметру горизонтально положенными бревнами. Ладожские каменки также возводились из крупных и мелких булыжников насухо. В Новгороде известны печи (из камня и глины) на столбовых опечках площадью от 1×1,2 м до 2×2 м из трех или четырех столбов, которые на 20 — 40 см вкапывались в грунт и на 40 — 60 см поднимались над землей (Седов, 1986. С. 11).

2

Рис. 2. Печь-каменка X — XI вв. Крылос (Галич).

Каменно-глиняные печи

Такие печи в Х в. известны в Среднем Поднепровье, на Верхнем Дону и в Поочье (вятичи). Сооружались каменно-глиняные печи на массивной глиняной площадке-основании, на которую укладывались камни, скрепленные глиной. Приведем пример такой печи из слоев древнерусского Серенска (рис. 3). На дубовом дощатом настиле (площадью 1×0,6 м) установлена каменная вымостка, на которую сверху налеплен глиняный под толщиной до 4 см. Далее это основание печи было окаймлено по краям высокими крупными камнями (до 45 см в поперечнике) — в результате общая площадь печи составила 1,7×2,2 м. Далее сверху был возведен каменно-глиняный купол. В процессе эксплуатации под печи неоднократно подмазывался еще 4 раза (толщина каждой подмазки — 3-4 см), в результате чего мощность пода составила 15 — 20 см. (Никольская, 1981. С. 204 — 205).

3

Рис. 3. Развал каменно-глиняной печи из древнерусского Серенска.

Глиняные печи (останцовые и цельноглиняные)

Глиняные печи в углубленных жилищах VIII — IX вв. часто вырезались в материковом останце (нижняя часть), купол (верхняя часть) лепился из глиняных вальков. Останцовые печи в плане прямоугольные. Естественно, возможны они только в тех регионах, где есть глинистый грунт и только в составе углубленных в материк жилищ. Они широко распространены на Левобережье Днепра (северяне) и в Припятском Полесье (волыняне). Севернее этих регионов останцовых печей нет.

В Х в. печи этого типа чаще целиком сооружались из глины. Глиняные печи известны достаточно широко в Среднем Поднепровье, на Правобережье (волыняне) и Левобережье (северяне, радимичи) Днепра, в Поочье (вятичи), в Верхнем Поднепровье (кривичи) (Смиленко, 1989. С. 107). Такие округлые в плане печи могли сооружаться на деревянном каркасе. Диаметр круглых глиняных печей — около 1 — 1,5 м. Часто такие печи стоят на материковых площадках высотой до 0,5 м. Конструкция купола может быть как «глухой» (дым выходит через топку), так и с отверстием диаметром до 20 см. Высота устья печей с отверстием в куполе — около 20-30 см, в само отверстие должен был вставляться горшок для приготовления пищи (рис. 4, 5) (Раппопорт, 1975. С. 147 — 148).

4

Рис. 4. Схематический разрез глиняной печи с отверстием в куполе.

5

Рис. 5. Глиняная печь с отверстием в куполе в котловане жилища (Монастырище, близь Ромен).

Очень часто в развалах глиняных печей в сводах и стенках фиксируется следы каркаса из кольев и прутьев. Иногда верх купола глиняных печей мог быть выполнен плоским, с бортиками по краям — своего рода «встроенная жаровня» (рис. 6). Поды глиняных печей часто вымощены битой керамикой и промазаны глиной.

6

Рис. 6. Реконструкция глиняной печи с бортами по краям купола.

Ниже приведены фотографии развалов нескольких глиняных печей Среднего Поднепровья.

7

Рис. 7. Развал глиняной печи в котловане жилища. Шестовица, Х в.

8

Рис. 8. Основание глиняной печи в наземном срубном жилище. Киев, перв. пол. XI в.

9

Рис. 9. Развал глиняной печи. Среднее Поднепровье.

10

Рис. 10. Развал глиняной печи. Среднее Поднепровье.

11

Рис. 11. Развал глиняной печи. Среднее Поднепровье.

Глиняные печи на деревянном каркасе или каменном основании

Такие печи в VIII — X вв. известны в Среднем Поднепровье, в Среднем Подесенье и на Севере Руси (псковские кривичи). В Изборске к этому периоду относится более 150 глиняных печей каркасных и на каменном основании (Седов, 1986. С. 11). Подобные сооружения исследованы и в Пскове. На городище Камно магнитной съемкой зафиксировано до 120 жилых построек с глиняными печами на каменном основании (Смиленко, 1989. С. 111).

Из конкретных примеров приведем одну из печей на каменном основании из Изборска. Она имела округлое основание диаметром 1,2 м, выложенное в два яруса из плитнякового камня (рис. 12). Поверхность основания промазана глиной. По периметру печь окружена поставленными вертикально плитняковыми камнями. Сверху сооружался глиняный купол. Большинство печей Изборска на каменном основании имели в поперечнике такие же размеры (около 1 м) (рис. 13, 14).

12

Рис. 12. Каменное основание глиняной печи. Изборск.

13

Рис. 13. Каменное основание и под глиняной печи. Изборск.

14

Рис. 14. Каменное основание и под глиняной печи. Изборск.

Деревянные каркасы печей сохраняются достаточно плохо, и иногда по следам дерева можно сказать только, что была какая-то каркасная конструкция, но не более. Позднее, в XI — XIII вв. печи на бревенчатых опечках распространяются достаточно широко. В качестве примера (рис. 15) — реконструкция печи с городища Слободка (Орловская обл., XII — XIII вв.; Никольская, 1987. С. 56) на столбовом опечке. Весь опечек обмазывался глиной (на рисунке это не отображено, чтобы можно было видеть конструкцию опечка).

15

Рис. 15. Реконструкция опечка печи из Слободки.

Другие

Известны печи из необычных материалов. Так, на радимических поселениях Полужье и Выгоничи в Верхнем Подесенье в двух постройках были исследованы печи, сложенные из кусков болотной руды, которой чрезвычайно много в том районе. Что примечательно, при площади жилища около 20 кв. м. в Выгоничах и около 15 кв. м. в Полужье, размеры печей составляли около 1×1 м в обоих случаях, то есть относительная площадь печей к отапливаемому помещению составляла примерно 1/15 — 1/20. (рис. 16, 17) (Ляпушкин И. И. 1959. С. 82 — 85).

16

Рис. 16. План жилища с печью. Выгоничи.

17

Рис. 17. План жилища с печью. Полужье.

Одна печь хорошо, а две — лучше

Возвращаясь к вопросу о возможности перекладки печи на Сапоговском хуторе в зимнее время и проблеме отопления на время перекладки. В славянском мире известны попытки «экспериментов» по дополнительному отоплению домов. На Новотроицком городище (Левобережье Днепра, VIII–IX в.) в некоторых жилищах вместе с печами выявлены одновременные печам открытые каменные очаги (Ляпушкин, 1958). В начале IX в. в редких случаях на памятниках Среднего Поднепровья известны по две печи в одном жилище; позднее, в Х в., такие ситуации там не встречаются. На поселениях уличей и тиверцев VIII — X вв. отмечены сочетания печей-каменок с другими отопительными устройствами в пределах одного жилища. В Рашкове в трех жилищах каменки сочетались с подбойными печами; в Одаи в одном жилище — с каменным очагом, в другом с очажной ямой; в Ханска — с глиняным очагом (Смиленко, 1989. С. 110).

В том регионе, где расположен сейчас Сапоговский хутор, основными типами отопительных устройств были каменно-глиняные печи и каменные очаги, а также печи, слепленные только из глины (Никольская, 1981. С. 185).

Литература:

  1. Ляпушкин И. И. Городище Новотроицкое. М.-Л. 1958.
  2. Ляпушкин И. И. Славянские памятники второй половины I тыс. н. э. верхнего течения р. Десны // КСИА. 1959. Вып. 74.
  3. Никольская Т. Н. Земля вятичей. М. 1981.
  4. Никольская Т. Н. Городище Слободка XII — XIII вв. М. 1987.
  5. Петрашенко В. О. Житла VIII — X ст. на Правобережному Поднiпровi // Археологiя. 1982. Вып. 37.
  6. Раппопорт П. А. Древнерусское жилище. М. 1975.
  7. Седов В. В. Жилища словенско-кривичского региона VIII — X вв. // КСИА. 1986. Вып. 183.
  8. Седов В. В. Изборск в раннем средневековье. М. 2007.
  9. Смиленко А. Т. К изучению локальных особенностей культуры союзов восточнославянских племен VIII — X вв. // Древние славяне и Киевская Русь. Киев. 1989.
  10. Юренко С. П. Домобудiвництво населення Днiпровського Лiвобережжя в VIII — X ст. // Археологiя. 1984. Вып. 45.