Частый бой керамики в раннем средневековье — явление вполне естественное. Горшки являлись обычным, если так можно сказать, «расходным» материалом, который всегда можно было быстро восстановить/возместить. Фрагменты битой керамики — самые массовые находки на любом археологическом памятнике, в течение одного полевого сезона их находят тысячами даже на раскопах не очень большой площади.

При этом, битая керамика — чрезвычайно важный и информативный археологический источник. По особенностям концентрации черепков в пределах постройки можно определить, например, уровень пола, место, где находился вход; в пределах усадьбы — обозначить жилые и хозяйственные зоны и т. д. По различным типам керамики (формы венчиков, качество обжига, состав примесей, ручная или круговая лепка) можно датировать те или иные постройки иногда с точностью до четверти века — формы и качество керамики развивались достаточно динамично. По концентрации и размерам фрагментов керамики, можно предполагать, был ли это обычный хозяйственный бытовой бой (который оставляет достаточно мелкие фрагменты), или какие-то единовременные катастрофические события, вроде пожаров, штурмов, и прочих неприятных реалий средневековья (которые оставляют достаточно крупные фрагменты битых горшков).

Битая керамика может ответить и на массу других вопросов, так что в археологии она — источник первостепенной важности. Поэтому и фиксация керамического материала должна вестись очень тщательно. В процессе раскопок каждый найденный черепок включается в специальные статистические таблицы, а иногда скопления черепков даже взвешиваются; профиля характерных частей горшков (венчики, придонные части) зарисовываются; фрагменты с характерным орнаментом или особенными технологическими деталями фотографируются.

ПРОЦЕССЫ

1. Подготовка формовочной массы

Из одной только добытой глины в Х в. горшки не лепились. В глину необходимо было ввести примеси. Чаще всего в это время в Древней Руси в качестве примесей использовался мелко дробленый камень (как правило, гранит) — такая примесь в археологии называется дресва (рис. 1,2); реже использовались также мелко дробленые остатки битых горшков — шамот.

1

Рис. 1. Зерна дресвы в лепной керамике. Гнездово.

Примеси (отощители) нужны в глиняном тесте для того, чтобы уменьшить усадку изделия при сушке и обжиге, и увеличить огнестойкость изделия. Традиционно считается, что чем хуже развита технология подготовки глины, чем хуже качество обжига, тем нужнее различные примеси. Для высокоразвитых гончарных технологий примесей нужно меньше, либо не нужно вовсе. Так, например, когда в первой половине Х в. в Гнездово изготавливалась достаточно грубая и в основном лепная посуда, с большим количеством дресвы и плохим обжигом (вероятно костровым или печным), в Киеве в это же время изготовлялись качественные горшки, на гончарном круге, из достаточно «чистого» теста, с минимумом примесей, обожженные в специальных горнах.

Для уменьшения усадки во время сушки и обжига в глину вводились древесная зола, дробленые зерна злаков, шерсть или экскременты животных, дробленые раковины моллюсков. Для увеличения огнестойкости изделий, помимо дресвы и шамота, в глиняное тесто могли добавлять песок или измельченную сухую необожженную глину (Бобринский, 1978. С. 84 — 114).

2

Рис. 2. Зерна дресвы в керамике. Гнездово.

Как и все хозяйственные процессы средневековья, гончарство также занимало важную роль в упорядоченной картине мира и несло мифологическую нагрузку, и многие процессы (например — подготовка формовочной массы) были сопряжены с культовыми представлениями и символами. Так например, по этнографическим материалам у некоторых финских народов добавление шамота (старой посуды) в глину (в новую посуду) приносит удачу в дом — в новой вещи присутствуют части старой, надежной, испытанной (Чудова, 2001). Возможно, в каких-то ритуальных целях добавляли в глину и мелкие кальцинированные кости животных вместе с пеплом (раннеславянская культура Прага-Корчак, VI — VII вв.).

2. Создание сосуда

Поскольку я не являюсь практикующим керамистом, то опишу этот процесс в общих чертах, не вдаваясь во все чернокнижные и алхимические детали.

Ведущий отечественный специалист по керамике А. А. Бобринский выделил для Восточной Европы несколько методик начала создания сосуда (типы начинов). Донный начин — изготовляется днище в виде глиняного диска и на нем начинается формовка тулова сосуда. Донно-емкостный начин — из одного куска глины создается не только донце, но и нижняя часть стенок сосуда. Емкостный начин — донце и тулово сосуда создаются отдельно друг от друга и затем соединяются. Емкостно-донный начин — конструирование сосуда идет в обратном порядке, по сравнению с донным начином, — от верхней части горшка к донцу; такая технология, например, наиболее часто использовалась при изготовлении амфор в Северном Причерноморье (Бобринский, 1978. С. 131 — 137). Для Восточной Европы Х в. наиболее характерным был донно-емкостный начин (Шарганова О. Л., 2011. С. 20).

Тулово сосуда лепится из глиняных лент, соединявшихся торцами или налеплявшихся на края друг друга. Ленты могли наращивать отдельными кольцами (кольцевой налеп) или спиралью (спиральный налеп), когда тулово формируется из одной ленты, слепляющейся по спирали в единую форму. Следы соединений лент часто можно увидеть в разломах черепков битых сосудов.

Самым архаичным был метод лоскутного налепа, распросраненный в Восточной Европе у носителей культур РЖВ (юхновская, милоградская, дъяковская). Тулово горшка формировалось путем последовательной (по кругу) налепки отдельных кусков глины, так, что разные куски имели разную ориентацию — одни могли быть подмазаны параллельно основанию, вторые — под углом, третьи — почти вертикально. Этот метод еще фиксируется в керамике роменской и боршевской культур в Х в, но в целом, в эпоху викингов уже практически исчезает.

Метод формирования сосуда путем вытягивания формы из единого куска глины в раннем средневековье в Восточной Европе не практиковался. В Среднем Поднепровье он появляется гораздо позже — около XVI в., севернее — еще позже. Редкие сосуды, изготовленные путем вытягивания глины и встречающиеся на древнерусских памятниках, — явные импорты (Бобринский, 1978. С. 155).

После того, как тулово горшка создано, производится окончательное придание ему формы вручную или на круге, профилировка венчика, нанесение орнамента.

3. Обжиг

После длительной сушки готовых сосудов производится их обжиг. В раннем средневековье он мог быть костровой/печной или горновой.

Костровой обжиг считается самым примитивным и низкокачественным. Сосуды обжигаются непосредственно в костре, будучи плотно заложены топливом. Для удачного кострового обжига необходимо, чтобы сосуды не контактировали с холодным воздухом окружающей среды. Печной обжиг отличается от кострового только наличием закрытой камеры (печь); он дает примерно такие же температуры.

Горн для обжига керамики представляет собой более совершенное устройство. Он, как правило, состоит из двух камер — округлая в плане с высоким (чаще всего глинобитным) куполом обжиговая камера, куда закладывались горшки и ведущая к ней удлиненная канава — топочная камера, куда закладывались дрова. Топочная камера перекрывалась сверху (как правило, землей). Часто топочная камера располагалась непосредственно под обжиговой. В обжиговой камере имелись специальные отверстия-продухи, благодаря которым создавалась тяга и в результате горения горячие газы попадали к камеру, где были сложены горшки. Такие двухкамерные горны известны еще с эпохи бронзы. Самые ранние горны в восточнославянском мире появляются только в IX в. (Бобринский, 1991. С. 96). В это же время, и даже с более ранних периодов, гончарные горны широко распространены в Западной Европе и у наших салтовских соседей (Володарец-Урбанович, 2013).

3

Рис. 3. Схема двухкамерного горна с периферической камерой.

В горне температура горячих газов может достигать 700-900 градусов и более, что было недостижимо в костре или в печи. Обжиг в горне может быть окислительным — когда из красной глины получаются горшки с красным в изломе черепком, и восстановительным — когда при недостаточном доступе кислорода получаются горшки с серым в изломе черепком.

Двухкамерные горны известны в разных регионах славянского мира, хотя исследовано их на Эпоху викингов совсем немного. В качестве примеров приведем горны из Вышгорода (рис. 4), Асардере (Плиска, Болгария) (рис. 5) и с Донецкого городища (Харьковская обл.) (рис. 6). Гончарный горн второй половины Х в., аналогичный Асардере, мне довелось раскопать в 2004/2005 гг. в Гнездово, но только специальные теплопроводные каналы в обжиговой камере не были зафиксированы.

4

Рис. 4. Реконструкция горна из Вышгорода.

5

Рис. 5. Разрезы горна из Асардере.

6

Рис. 6. Реконструкция горна с Донецкого городища.

Лепная и круговая керамика.

В развитии восточнославянской/древнерусской керамики принципиальным рубежом является появление гончарного круга. Рубеж этот неодинаков для различных регионов. В Среднем Поднепровье круговая керамика распространена уже в VIII в. (Петрашенко, 1992. С. 7). В Северной Руси круговая посуда появляется на рубеже IX–X вв. (Горюнова, 1995) или в первой трети Х в. (Носов, Горюнова, Плохов, 2005. С. 74). Причем, самые первые круговые сосуды на севере зафиксированы не в сельской местности, а в крупных торгово-ремесленных центрах — в Ладоге и на Рюриковом Городище, и только потом распространяются на рядовых поселениях округи. В Верхнем Поднепровье (Гнездово) круговая керамика появляется относительно поздно — во второй четверти Х в.

7

Рис. 7. Раннекруговая керамика Старой Ладоги.

8

Рис. 8. Раннекруговая керамика Рюрикова Городища.

Хронологическая разница во времени появления круга в разных регионах объясняется тем, что гончарный круг попадал на территорию Древней Руси из разных мест. Так, в Северную Русь он пришел, вероятно, от западных балтийских славян; в Гнездово — с юга, из Киевского Поднепровья. А в Среднем Поднепровье традиция использования гончарного круга восходит еще к местным раннеславянским культурам (Лука-Райковецкая).

При этом, переход от лепной керамики к круговой не был моментальным. Лепные сосуды изготавливались еще многие десятилетия после прихода гончарного круга в тот или иной регион. Просто процент их в общей керамической коллекции неуклонно снижался. По материалам Гнездово в период появления круга (вт. четв. Х в.) лепная керамика составляла до 80-90 % от общего количества; а в конце Х в., когда круг в Гнездово существовал уже более полувека, ее доля все равно составляла до 10-15% (Мурашева, Ениосова, Фетисов, 2007. С. 71). В Среднем Поднепровье лепные горшки продолжали использоваться и во второй половине Х в, то есть, даже спустя несколько столетий после появления круга (Петрашенко, 1992. С. 8).

9

Рис. 9. Лепная и круговая керамика Гнездова.

10

Рис. 10. Раннекруговая керамика Пскова.

Литература:

  1. Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. М. 1978.
  2. Бобринский А. А. Гончарные мастерские и горны Восточной Европы. М. 1991.
  3. Володарец-Урбанович Я. В. Гончарные горны балки Канцерки: в поиске традиций // Производство керамики в Восточной Европе: позднеримское время — раннее средневековье — новое время. Харьков. 2013.
  4. Готун I. А., Петраускас А. В., Коваль О. А. Гончарне горно з вишгородського посаду // Производство керамики в Восточной Европе: позднеримское время — раннее средневековье — новое время. Харьков. 2013.
  5. Горюнова В. М. Раннегончарная керамика Рюрикова Городища // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Новгород. 1995.
  6. Мурашева В. В., Ениосова Н. В., Фетисов А. А. Кузнечно-ювелирная мастерская пойменной части Гнездовского поселения // Гнездово. Результаты комплексных исследований памятника. СПб. 2007.
  7. Красильников К. И. Новые данные о гончарном производстве в салтовское время на Северском Донце // КСИА. 1980. № 160.
  8. Носов Е. Н., Горюнова В. М., Плохов А. В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья. СПб. 2005. Петрашенко В. А. Керамика IX–XIII вв. Среднего Поднепровья // Древнерусская керамика. М. 1992.
  9. Петрашенко В. О. Слов’янська керамiка VIII–IX ст. правобережжя Середнього Поднiпров’я. Киïв. 1992.
  10. Чудова Т. И. Гончарство коми (зырян) во второй половине XIX — первой половине XX веков. Сыктывкар. 2001.
  11. Шарганова О. Л. Керамика Смоленского Поднепровья конца I — начала II тыс. н. э. (технология и морфология). АКД. М. 2011.