Хочу представить вашему вниманию публикацию Питера Битсона в переводе Тостина («Восточный Путь»). Статья находится в библиотеке Ассоциации раннесредневековых исторических клубов «Гардарика».

Публикуется с разрешения автора. Оригинал размещен на «Christobel & Peter’s Homepage».

Археологические памятники, упомянутые в тексте

1

Рис.1. Карта показывает памятники, упоминаемые в тексте. Треугольниками показаны памятники, где обнаружены остатки тканых полос.

Введение

Ширина лент обмоток. При раскопках раннесредневековых поселений по всей территории Европы (рис.1) среди остатков текстиля можно выделить шерстяные ленты примечательной формы. Ленты, как правило, имеют ширину 75 — 100 мм (рис.2), и были преднамеренно сотканы такой ширины, а не вырезаны из куска ткани. Об этом позволяет судить наличие кромок с каждой стороны ленты. В большинстве случаев ленты имеют узор «в елочку», часто ткань очень высокого качества.

2

Рис.2. Распределение ширины находок, по табл.1. Средняя ширина полос 9 см.

Технический анализ

Схемы переплетения нитей. За несколькими исключениями (см. табл.1) ленты представляют собой полосы саржи 2:2 (рис.3), сотканные из гребенной пряжи. Нити основы скручены в направлении Z, уточные — в направлении S. Количество нитей различно, но всегда большое, что является показателем высокого качества ткани. Ткань, как правило, «не сбалансирована», т. е. нитей основы на 1 квадратный сантиметр приходится больше, чем нитей утка. Это восполнялось использованием более толстых нитей утка.

3

Рис.3. Диаграмма переплетений, которые использовались в ткани обмоток (см. также табл.1). Черный цвет — нить основы, белый — нить утка. Нить основы направлена «вниз» по отношению к странице. Стрелки указывают обратное направление.

a. 2/2 broken warp chevron twill.

b. 2/1 warp chevron twill.

c. 2/2 саржевое переплетение «в елочку».

d. 2/2 broken lozenge twill.

e. 2/2 саржевое переплетение «диагональ».

f. 1/1 полотняное переплетение.

g. Направление кручения нитей.

Качество ткани обмоток

Соотношение основа: уток, видимо, соответствует местным ткаческим традициям. Например, три находки из Хедебю, при разном качестве, имеют одинаковое соотношение основа: уток (2:1), в то время как находки с Британских Островов ближе к 1:1 (рис.4).

4

Рис.4. График числа нитей в ткани обмоток по опубликованным отчетам. Показано отношение числа нитей основы к числу нитей утка, а также качество ткани (по: Хагг 1984).

Плотность нитей основы. При формировании узора «в елочку» количество нитей основы, лежащих между сменами направлений в «зигзаге», выбиралось произвольно. Наиболее часто встречается интервал в 10 нитей основы, хотя вариант с 6 нитями был так же популярен, особенно в Британии (рис.5). Часто встречаются ошибки при счете нитей, а в некоторых случаях не наблюдается никаких попыток добиться правильного регулярного орнамента. Один экземпляр из Элизенхофа имеет только одну смену направления, в центре ленты.

5

Рис.5. Число нитей основы между reversals (см. также рис.3) в ткани обмоток (warp chevron twill) различных степеней качества (плотность нитей основы на см). The frequency of reversals does not particularly depend on the fineness of the cloth, indicating that a particular width of ’zig-zag’ was probably not sought.

Кромки как правило обычные, не усиленного типа, то есть нить утка, достигая последней нити основы, направляется в обратном направлении (рис.7а). Исключениями являются ленты, шириной до 16 см, из Финских погребений в Залахтовье (Хвощинская, 1992), у которых кромки трубчатые (рис.7b). У ленты (S-26) из Хедебю одна из кромок усилена швом, однако скорее всего этот шов появился в ходе повторного использования, вероятно в качестве заплаты на одежде (Хагг 1991).

7

Рис.7. a. Simple selvedge, top view.

b. ’Tubular’ selvedge of Finnish leg wraps, cross section through warp (по: Хвощинская 1992).

Цвет

Всего несколько образцов были изучены на предмет красителей, и получились следующие результаты: ленты из Йорка и практически все образцы из Лондона окрашены в фиолетовый при помощи лишайника, а в других случаях в сине — фиолетовый при помощи индиго (или вайды?). Лента E-32 из Элизенхофа, ленты S-26, H-28 и S-34 из Хедебю были окрашены соответственно — 2 первые в красный, остальные в желтый. В нескольких случаях были использованы нити основы и утка различного цвета, что позволяло выделить орнамент — лента из Элизенхофа (E-479) имеет темную основу и светлый уток; в то же время лента из Дублина Е172:12064 имеет светлую основу и темные уточные нити.

Функции

Эти куски материи интерпретируются как правило как обмотки для голени (Немецкий: Wickelbander, английский: Puttees), которые можно часто увидеть на иллюстрациях в манускриптах того времени.

Эластичность ткани «в елочку» делает ее наиболее удобным для такого использования. В связи с тем, что изучаемые образцы являлись выброшенными обрывками, а не одеждой, найденной на трупе при раскопках погребений, такое определение трудно подтвердить. Похожие ленты иногда сопровождают cеверогерманские болотные жертвоприношения железного века, но даже в этих случаях их находят отдельно от тел (Хагг 1984, Хундт 1981). В манускриптах, обмотки, как правило, изображаются на мужских фигурах, однако иногда выглядывают из- под длинных женских одежд (Оуэн — Крокер 1986). В Латвии похожие ленты носились на запястье (Хагг 1984, Зарина 1994), ткань «в елочку» использовалась так же в качестве головного убора (Зарина 1990).

8

Рис. 8. Способ крепления обмоток: «Три Мага». «Благословение св. Этельвольда», Англо-саксы, 971-984 (по: Willett and Cunnington 1960).

Закрепление обычно осуществлялось обычным завязыванием свободных концов. Однако существуют подтверждения других способов. В манускриптах, у фигур высокого социального статуса можно видеть завязки с кисточками или наконечниками (рис.8, 9).

8_ 9

Рис. 8 и 9 Способы крепления обмоток: герцог Вильгельм Завоеватель, сцены с гобелена из Байо, ок.1075 (по: Rud 1988).

Узкие завязки изготовленные из тесьмы (на табличках) для саржевых обмоток использовались у финнов эпохи викингов (Хвощинская 1992), окончания этих завязок были переплетены с кольцами из бронзовой проволоки (рис.10).

10

Рис.10. «Кисточка», изготовленная вплетением бронзовой проволоки в шерстяные нити, на тканой на дощечках тесьме из Eura Luistari, Финляндия. 10 в. (по: Lehtosalo-Hilander 1982).

Пара крючков была найдена под коленными чашечками мужского скелета в погребении Bj903 в Бирке (рис. 11а). На обороте крючков имелись остатки шерстяной ткани саржевого переплетения (Обмотки?). Крюки были застегнуты на маленькие железные кольца, к которым приржавела льняная ткань полотняного переплетения (остатки штанов?) (Хагг 1986). Похожие крючки в виде масок или птиц известны и в материалах других раскопок (11b).

11

Рис.11. а. Пара бронзовых крючков в коленной области мужского погребения Бирка Bj903, Швеция, 10 в. (по: Arbman 1940-43).

b. Аналогичный бронзовый крючок. Рюриково Городище, 9-10 вв. (по: Носов 1987).

Необходимо отметить, что подобные крючки найдены также в Тимереве (погр.383), Ладоге и Гнездове (серебро). В материалах Рюрикова Городища присутствуют два подобных предмета, однако на показанном на рисунке предмете отсутствует крючок, что может быть объяснено либо технологическим браком, либо непониманием мастером назначения предмета (Комментарий Браги Хольмгардсгоди).

Маленькие серебряные крючки, расположенные похожим образом, были найдены в захоронении 9-го века в Винчестере, Англия (рис.12). Однако в данном случае пол остался неопределенным. Биддл (1990) пишет, что эти крюки могли быть расположены на концах завязок, однако лучшим применением для них было бы застегивать два края одежды. К примеру, они могли соединять разрез в верхней части коротких чулок, помогая им лучше облегать ногу.

12

Рис.12. Пара серебряных крючков из коленной области погребения 67 (пол неизвестен) в Винчестере, 2я пол. 9в. (по: Biddle 1990).

Аристократическая Германская мода на кожаные завязки с замысловатыми металлическим и застежками, которая достигла своего зенита в эпоху Меровингов, почти угасла в эпоху викингов, но экземпляры в бронзе (рис.13) и железе (рис.14) известны в 3 погребениях в Лейре, Дания. Набор, состоящий из пряжки, антабки и ременного наконечника, был найдены около каждого колена погребенных.

13

Рис.13. Комплект подвязок из мужского погребения 1058, Лейре (Lejre, Дания), ок.900 (по: Andersen 1993).

a. Позолоченные и посеребренные бронзовые пряжка, держатель ремня и ременной наконечник с левой ноги.

b. Реконструкция подвязки (по: Andersen 1969).

c. Возможный способ ношения (по: Birkeback 1982).

14

Рис.14. Комплект подвязок из погребений (пол не определен) 850 и 979 из Лейре, Дания, эпоха викингов (по: Andersen 1993).

Погребение 850 — железные пряжки, держатель ремня, ременные наконечники.

Погребение 979 — железные ременные наконечники (остальные части комплекта не показаны).

Ременные наконечники сделаны из согнутой железной полосы.

Реконструкция

Если нет желания ткать обмотки самим, приемлемое решение следующее — вырежьте полосы из целого куска ткани и обметайте края, чтобы предохранить края от осыпания. Ткань «в елку» легко доступна, однако современное качество совсем не такое высокое, обычно можно найти ткань, у которой на 8-13 нитей основы приходятся на 8-10 нитей утка на 1 см, меняя направление каждые 8 или 16 нитей основы (сравните с рис.4). У современной ткани уток и основа разного цвета, чтобы выделить узор «в елочку». Неизвестно, насколько это было распространено в средневековье, но в конце концов некоторые из образцов было изготовлено таким образом. В связи с большим числом нитей и частотой смен направлений, углы «елки» были меньше и острее, чем на имеющихся современных образцах. Наиболее популярными цветами были синий и красно- фиолетовый.

Какой длины они должны быть? Только три образца эпохи викингов имеют длину более 1 метра — Элизенхоф E-479 — длинной 124 см; Хедебю Н-55С — 118см и Хедебю Н-43 — 102 см (Хагг 1984; Хундт 1981). Целые ленты известны из до-викингских захоронений в торфянниках, например из Дамендорфа (2й век) — 105 см и Бернухсфельд (7й век) 370 и 292 см (Хагг 1984, Хундт 1981, ван дер Санден 1996).

Реконструированные обмотки, основанные на ленте S-26 из Хедебю, изготовленные в исследовательском историко- археологическом центре в Лейре (Дания) имели длину 360 см (Краг 1994). Из моего личного опыта от 2.5 до 3 метров необходимо на каждую ногу, чтобы обмотать ее от ступни до колена — пара может быть изготовлена из 1 метра ткани, путем соединения полос конец к концу.

Литература.

  1. Arbman, H. (1940-43). Birka I: Die Graber (2 vols.). Kungl Vitterhets Historie och Antikvitets Akademien: Stockholm.
  2. Andersen, A. W. (1993). Lejre- skibssѕttinger, vikingegrave, Gridehїj. Aarbїger for Nordisk Oldkyndighed og Historie, 1993, pp.7-142.
  3. Andersen, H. (1969). Vikinger fra uvant synsvinkel. Skalk 1969(1), pp. 3-8.
  4. Biddle, M. (1990). Object and Economy in Medieval Winchester (Winchester Studies 7.ii). Clarendon Press: Oxford.
  5. Birkeback, F. (1982). Danmarkshistorien: Vikingetiden. Vol. 1: Rejselystne bїnder. Forlaget Sesam: Copenhagen.
  6. H? gg, I. (1984). Die Textilfunde aus dem Hafen von Haithabu. Berichte ?ber die Ausgrabungen in Haithabu 20. Karl Wachholtz: Neum? nster.
  7. H? gg, I. (1986) Die Tracht. In: G. Arwidsson (ed.) Birka II:2. Systematischen Analysen der Gr? berfunde, pp.51-72. KVHAA: Stockholm.
  8. H? gg, I. (1991) Die Textilfunde aus der Seidlung und aus den Gr? bern von Haithabu. Berichte ?ber die Ausgrabungen in Haithabu 29. Karl Wachholtz: Neum? nster.
  9. Hundt, H. (1981). Die Textil- und Schnurreste. Die fr? hgeschichtliche Marschensiedlung beim Elisenhof in Eiderstedt, vol. 4. Lang: Frankfurt am Main.
  10. Krag, A. H. (1994). Reconstruction of a Viking magnate dress. In: G. Jaacks & K. Tidow (eds.) Textilsymposium Neum? nster: Arch? ologische Textilfunde/ Archaeological Textiles 4.-7.5.1993 (NESAT V), pp.114-119. Textilmuseum Neum? nster: Neum? nster.
  11. Kvhoschchinskaia, N. (1992). New finds of medieval textiles in the north of Novgorod land. In: L-B. Jїrgensen & E. Munksgaard (ed.) Archaeological Textiles in Northern Europe (NESAT IV). Tidens Tand, no. 5, pp.128-133. Kongelige Danske Kunstakademi: Copenhagen.
  12. Lehtosalo-Hilander, P.-L. (1982). Luistari II: The Artefacts. [Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja / Finska Fornminnesf? reningens Tidskrift 82:2]. Vammala: Helsinki.
  13. Nosov E. N. (1987). Ryurik Gorodische and the settlements to the north of Lake Ilmen. In: M. A. Brisbane (ed.) The Archaeology of Novgorod, Russia, pp. 41ff. Society for Medieval Archaeology: London.
  14. Owen-Crocker, G. R. (1986). Dress in Anglo-Saxon England. Manchester University Press: Manchester.
  15. Pritchard, F. (1984). Late Saxon textiles from the City of London. Medieval Archaeology 28, 46-76.
  16. Pritchard, F. (1992). Aspects of the wool textiles from Viking Age Dublin. In: L-B. Jїrgensen & E. Munksgaard (ed.) Archaeological Textiles in Northern Europe (NESAT IV). Tidens Tand, no. 5, pp.93-104. Kongelige Danske Kunstakademi: Copenhagen.
  17. Roesdahl, E. (1982). Viking Age Denmark. British Museum Publications: London.
  18. Rud, M. (1988). The Bayeux Tapestry and the Battle of Hastings 1066. Christian Eilers: Copenhagen.
  19. Tidow, K. (1988). Neue Funde von Mittelalterlichen Wollgeweben aus Norddeutschland. In: L. Bender-Jїrgensen, B. Magnus and E. Munksgaard (eds.) Archaeological Textiles: Report from the Second NESAT Symposium 1.-4.5.1984, pp.197-210. Kїbenhavns Universitet Arkѕologiske Skrifter 2: Copenhagen.
  20. van der Sanden, W. (1996). Through Nature to Eternity: The Bog Bodies of Northwest Europe. Batavian Lion International: Amsterdam.
  21. Walton, P. (1989). Textiles, cordage and raw fibre from 16-22 Coppergate. Archaeology of York 17(5), pp.283ff.
  22. Willett, C. and Cunnington, P. (1960). A Picture History of English Costume. Vista Books: London.
  23. ’World of the Vikings’ (1994). CD-ROM for Apple Macintosh, Version 1.1. Past Forward Ltd: York.
  24. Zarina, A. (1990). Herstellungsmethoden der in Gr? berfeldern des 3.-13. Jh. im Gebeit Lettlands gefundenen Gewebe. In: P. Walton & J.-P. Wild (eds.) Textiles in Northern Archaeology, NESAT III: Textile Symposium in York 6-9 May 1989, pp.107-112. Archetype: London.
  25. Zarina, A. (1994). Neue Funde der Lettgallischen M? nnertracht aus dem 11. Jahrhundert. In: G. Jaacks & K. Tidow (eds.) Textilsymposium Neum? nster: Arch? ologische Textilfunde/ Archaeological Textiles 4.-7.5.1993 (NESAT V), pp.129-136. Textilmuseum Neum? nster: Neum? nster.