«Вы в своём сортире чистом
Подтираетесь батистом.
Я ж проклятую дыру,
Хоть и морщусь, паклей тру.»

А. С. Пушкин

Я возьму пример с Тимофея Владимировича и тоже начну это очень сложный (особенно нравственно) обзор с тематического эпиграфа.
Мы уже однажды затрагивали тему личной интимной гигиены в раннем средневековье. Тогда Александр Фетисов приводил примеры иностранных источников, в которых подтверждается факт, что на территории Руси люди были хорошо знакомы с ней и в определённой мере следили за чистотой. В сегодняшнем опусе мы разберёмся, как организовывали отхожее место средневековые городские и деревенские жители и как этот вопрос решил участник эксперимента.
По этой теме, как и ранее, можно использовать материалы средневекового Новгорода.
В Новгородских усадьбах был достаточно высок уровень санитарии — практически все отходы (бытовые и хозяйственные) либо вывозились, либо закапывались на усадьбе. Судя по стратиграфическим наблюдениям, нечистоты никогда не выбрасывались на вымостки внутри двора. Тем не менее, основу культурного слоя Новгорода составляет навоз. Именно поэтому, например, новгородские грунтовые воды в средневековье были мало пригодны для питья и водоснабжение осуществлялось из реки и проток. Среди водоотводных сооружений древнего Новгорода с 11 века наряду с дренажными известны и канализационные (Сорокин, 1994. С. 12-13).
Часть углубленных новгородских сооружений была интерпретирована исследователями как отхожие места. Ямы в данном случае имели квадратную, прямоугольную или округлую в плане форму. Основанием для такой интерпретации служил характер их внутреннего заполнения. Однако, А. Н. Сорокин отмечает, что это заполнение было вторичным по отношению к первоначальному назначению углубленных сооружений. Поэтому вопрос о специально оборудованных отхожих местах на усадьбах Новгорода остается открытым. Вероятнее всего, по мнению А. Н. Сорокина, для этого использовались периодически вычищавшиеся ведра и бочки или специальные места на усадьбах, например, пространство между домами и оградой, а, возможно, и весь двор (Сорокин, 1998. С. 267), что согласуется с данными этнографии (Артамонов, 1926. С. 46).
В 2008 г. при раскопках в Новгороде в северо-западной части Людина конца была открыта земляная яма-тюрьма (поруб), датированная 1041 г.(рис.1). Она представляла собой яму глубиной 3 м и площадью 5×5 м, в которую был спущен сруб. Кроме двух грубых лавок, в порубе была зафиксирована овальная яма, которая использовалась в качестве отхожего места. Диаметр ямы — 110×75 см. глубина — 40 см. (1150 лет российской государственности, 2012).

Рис. 1 Поруб с отхожим местом.

Подобный объект был открыт в Йорке. При этом над ямой IX в. (в которой сохранились экскременты) устанавливался специальный табурет(Barley M. W., Addyman P. V., Black V. E., 1984. P. 167). Трёхногий табурет имел в середине поверхности квадратное отверстие, что позволило учёным охарактеризовать его как «human faecal stool» (рис.2). Правда, опыт реконструкции говорит об обратном: в ходе полевых исследований сделан вывод, что в качестве туалета данная конструкция из Йорка сложна и просто непригодна.

Рис. 2 Туалетный стул

Однако, специально организованные отхожие места в раннем средневековье были характерны, по всей видимости, только для городских условий. Сельское население от души гадило везде, докуда добегало.
Судя по наблюдениям А. П. Чехова в записках «Остров Сахалин», эта великая традиция дожила в деревне минимум до конца XIX в.: «..Несколько слов об отхожем месте. Как известно, это удобство у громадного большинства русских людей находится в полном презрении. В деревнях отхожих мест совсем нет».

Очень редкая находка обнаружена в поселении викингов Coppergate (Англия, Йорк). Это целая сохранившаяся человеческая фекалия, ласково названная Lloyds Bank (рис. 3), которая сегодня покоится на стенде центра Jorvik в Йорке. Исследование под микроскопом показало, что в ней содержались зёрна пыльцы (предположительно речь идёт о перге), зерновые отруби. Помимо остатков пищи в кале были обнаружены паразиты двух видов: яйца власоглава и аскариды (крупного круглого червя). Данные виды паразитируют в толстой кишке. Удивительно, но среднестатистический житель Йорка мог иметь от 600 до 2500 паразитов! Черви являлись причиной болей в животе, диареи, воспалений в кишечнике, не говоря уже о том, что власоглав вызывает трихоцефалёз, поражающий органы желудочно-кишечного тракта. Самое отвратительное, что взрослые черви (аскариды достигают 40 см) могут передвигаться из толстой кишки в другие органы, где наносят серьёзные повреждения. Известны случаи попадания в уши и нос бедняг.

Рис. 3. Lloyds Bank

Под финал в качестве аналогий отхожим местам можно вспомнить материал средневековых замков Западной Европы, который прямого отношения к нашим реалиям не имеет, но по-своему все равно интересен. Там были известны различные способы вывода нечистот. Ямы для них могли выкапываться непосредственно под помещением. Известен случай, когда в 1184 г. в Эрфуртском замке (Германия) под благородными графами проломился пол Большого зала и все попадали с 12-метровой высоты в выгребную яму. Многие потонули. Иногда туалет располагался отдельной комнаткой в стенах замка — она либо имела наклонный желоб для сброса испражнений наружу, либо же сама выступала из стены с внешней стороны, так что извергнутое, не касаясь каменной кладки, падало в замковый ров или к подножию стены (Ланьков и др., 2002).
В историко-археологическом музее Dublinia в городе Дублине на экспозиции выставлена реконструкция ирландского общественного туалета Эпохи викингов (рис. 4). Обратите внимание на стоящую рядом с манекеном корзину с сухим мхом.

Рис. 4

К сожалению, знать наверняка, что предки использовали в качестве туалетной бумаги, не представляется возможным. Археология также не может дать чёткого ответа на этот вопрос. Что же решил по этому поводу Сапог, как он обустроил своё отхожее место, какую «туалетную бумагу» использует — тайна, покрытая мраком. У нас есть несколько более или менее уместных версий.
В livinghistory-походах реконструкторы используют шишки и крупные листья кустарников и деревьев — это было бы очень актуально и вероятнее всего как раз в тёплое время года, когда ресурс ещё рос в лесу и его можно было без проблем добыть. Важный момент: еловые шишки должны быть нераскрытыми, иначе поход в по-большому может оказаться последним в жизни. Поэтому шишки, даже если и были припасены, уже раскрылись, посему не подходят для наших нужд.
На хуторе находился некоторый запас мха. Как вариант, Сапог мог его использовать в качестве гигиенической салфетки. Но, если учитывать, что при усыхании дома образовывались крупные щели, то всё-таки мох скорее ушёл на законопачивание этих дыр. В зимнее время года можно расходовать снег, благо, его много и до весны точно хватит.
Есть версия, что эскимосы пользовались как раз таким методом. Но в случае нашего героя возникает подозрение: не рискует ли Сапог получить обморожение, если таким образом ежедневно переохлаждать организм. Не исключено, что именно так люди раньше подтирались после естественных отправлений, но как отреагирует на такое «обращение» иммунитет современного человека, непонятно.
Можно было бы подтираться камнями (в Коране метод очищения твёрдыми предметами является вторым по популярности после подмывания из кувшина, у него даже есть название — истиджмар). Додумался ли Сапог до истиджмара — вряд ли. Едва ли в нашей округе нашлось достаточное количество подходящих каменьев для такого деликатного процесса.
Сено — грубое, колючее, жёсткое. Зато в избытке… пока что. Оно вполне могло бы сойти в качестве подтирки. Стратегический запас стремительно заканчивается, так как животину приходится кормить, но всё же это самый доступный материал (после снега), как говорится: дёшево и сердито. Не могу утверждать со 100% уверенностью, но думается, что сено может быть правильным ответом в загадке.

Для обнаружения хотя бы следов отхожего места смотрителю пришлось обойти кругом поле и уйти в глубь леса. Никаких следов ям, следов мочеиспускания и пр. не было им обнаружено, вследствие чего можно заключить, что Сапог туалет расположил у себя во дворе. До запуска проекта Сапог пообещал (из личных источников), что выкопает отхожее место у себя на территории. Выполнил ли он своё обещание, мы сможем узнать только на следующем Дне открытых дверей.

Хочу выразить огромную благодарность Александру Фетисову за предоставленные материалы, которые ему пришлось добывать в течение нескольких дней, а также за моральную поддержку и выразить негодование своему шефу Овчаренко Алексею за настояние вставить в текст абзац про коппергейтскую какашку.

Литература:

  1. Артамонов М. И. Постройки Краснохолмского района // Верхневолжская этнологическая экспедиция. Крестьянские постройки Ярославско-Тверского края. Л. 1926.
  2. Ланьков А. Н. и др. Сосуды тайн. Туалеты и урны в культурах народов мира. СПб. 2002.
  3. Сорокин А. Н. Благоустройство древнего Новгорода (по археологическим данным). АКД. 1994.
  4. Сорокин А. Н. Благоустройство усадеб в древнем Новгороде // Историческая археология. Традиции и перспективы. М. 1998.
  5. 1150 лет российской государственности: Средневековая Русь в археологических исследованиях РАН. М. 2012. ( по материалам сайта www. ras. ru)
  6. Barley M. W., Addyman P. V., Black V. E. Archaeological papers from York presented to M. W. Barley. York Archaeological Trust, 1984.