Какая лошадь может стать рыцарской? Это зависит от её характера или размеров?
Ю. Б. (Юрий Богунов): Я думаю, что 90 % лошадей могут стать боевыми рыцарскими конями. Вопрос в том, какие изначальные предрасположенности есть у этой лошади. От этого зависит то, как долго придётся с ней заниматься. Если с лошадью работает человек, который знает, как подготовить животное к физическим нагрузкам, приучить не бояться необычных предметов, всадника в доспехе, стрессовых ситуаций, то обучить можно практически любую лошадь, за исключением только самых впечатлительных и нервных. Вопрос только в том, сколько времени и усилий придётся на это затратить. На одну лошадь можно сесть в доспехах и выйти на турнир уже через полгода-год, если позволяет её физическая кондиция, а для обучения другой понадобится года три, а может, и больше.
Здесь лошадь можно сравнить с человеком – почти из любого может получиться спортсмен. Вопрос в том, каких результатов он достигнет, будут ли они высокими, средними или низкими. Сможет ли он подтягиваться и бегать с такой скоростью, как мы хотим видеть?
В каком возрасте лошадь может принимать участие в турнире?
Ю. Б.: У лошадей формирование скелета заканчивается примерно в шесть-семь лет, с этого момента их можно относительно безопасно использовать под тяжёлыми нагрузками. Если животное находится в хорошей физической кондиции, то, в принципе, можно начинать выступать и раньше. Но я бы не рекомендовал приводить на серьёзный турнир лошадь моложе пяти лет. Физическая подготовка тесно связана с психологическим состоянием коня – лошадь несёт большую нагрузку, и когда устаёт, то испытывает дискомфорт и начинает из-за этого переживать и волноваться, от этого устаёт ещё больше, и мы получаем такой замкнутый круг… Поэтому важно выступать на лошади, которая вполне готова к турниру и физически, и морально.
Есть ли какие-то исторические данные о подготовке и воспитании рыцарских коней?
Ю. Б.: Честно говоря, я не встречал рукописных описаний или руководств по этому вопросу. Мои коллеги тоже не знают о подобном. Сохранились миниатюры, на которых запечатлены моменты тренинга, ветеринарии, работы с лошадьми с земли. Есть примеры фехтовальных руководств, в которых описано, как следует сражаться против всадника верхом или пешим. Кроме того, нам известны сравнительные цены на лошадей и информация о том, как их использовали те, кто был побогаче и те, кто победнее. Например, совсем бедный рыцарь мог даже пахать на своей боевой лошади: она была универсальным помощником – и на войне, и в хозяйстве.
Но, кстати, именно упряжная работа позволяет развить некоторые группы мышц лошади, которые верхом проработать гораздо сложнее, либо совсем невозможно. Существуют описания и даже изображения (правда, чуть более поздние, XVI века) специальных тренировок – лошадь запрягают и заставляют передвигать груз. То есть, это не работа, а специальный тренинг лошади как на современных соревнованиях тяжеловозов.
Трудно сказать, каким точно был внешний вид «тех» лошадей. У нас сохранились изображения начиная с XI века. Например, исследовав фигуры людей и лошадей на Гобелене из Байё, можно провести сравнительный анализ их размеров. Нам могут быть полезны также данные археологических раскопок, дающие возможность выяснить средний рост и массу лошадей в тот или иной период. В целом, мы предполагаем, что средневековые лошади были в своей массе существенно ниже современных. Однако можно ли судить на основе этих данных о боевых лошадях? На картинах и миниатюрах 15-го века они напоминают лошадей «барочного типа».
Например, к таким лошадям относятся современные представители андалузской и лузитанской пород. Нельзя сказать, что это тяжёлая лошадь, но она и не маленькая, а вместе с тем — крепкая и импульсивная, способная долго поддерживать галоп. Что касается моего Кайзера, то он довольно лёгкий, можно сказать, что у него небольшой недостаток массы для турнирной лошади. Поэтому ему нелегко нести нагрузку на турнирах, особенно если речь идёт о XV веке, когда доспехи становятся тяжелее, а удары сильнее.
Сохранились также описания норм кормления – у боевых коней они на порядок больше, чем у обычных, предназначенных для работы в хозяйстве. К слову, и сейчас на турнире питание лошади меняется по сравнению с обычным: исчезает дневной обед из концентратов (овёс или «каша» — запаренный овёс с отрубями). Остаются только завтраки, ужины и сено.
Сколько раз в неделю надо в среднем заниматься с лошадью?
Ю. Б.: Лошадь должна работать шесть-семь дней в неделю. Естественно, у неё есть свой график тренировок. Может быть один выходной день в одну-две недели, тогда лошадь просто стоит в деннике, гуляет в леваде, либо расслабленно работает на корде.
Я думаю, с лошадью надо заниматься теми дисциплинами, которые сейчас существуют в конном спорте. Возможно, не на профессиональном уровне, но хотя бы на уверенном любительском. К этим дисциплинам относятся выездка и конкур. Хорошо подготовленная рыцарская лошадь должна знать базовые элементы выездки, потому что это позволяет ей лучше держать баланс и влияет на здоровье. Прыжковые навыки тоже необходимы – лошадь учится быть сосредоточенной, улучшается качество галопа.
В принципе, современный конный спорт во многом развился из элементов, которые ранее использовались в военном деле. В Средние века, когда ещё не оформились школы верховой езды, люди просто старались улучшить свои боевые показатели. Если лошадь была более выносливой, могла выполнять резкие повороты, остановки, принимания, а также двигаться сокращённым галопом или тер-а-тер-ом, то всадник получал дополнительное преимущество в бою.
Позже, как и в фехтовании, начали возникать школы. Они впервые появились в XV веке, а в XVI–XVII уже превратились в современные школы верховой езды. Собственно говоря, из военных упражнений потом выросли все олимпийские виды спорта, связанные с лошадьми. Интересно, что сейчас в конном спорте наблюдается тенденция к упрощению – многие сложные элементы из программы убраны.
У нас есть некоторые дисциплины на турнирах, не до конца историчные, но очень красочные и захватывающие, в которых требуется проходить маршрут, рубить и колоть разные мишени, прыгать через препятствия. Если лошадь подготовленная, то она может лучше маневрировать, проходить маршрут сокращённым галопом, а не лететь мимо всех снарядов и обносить препятствия во время прыжков. Сохраняя более низкий темп, удобнее прицеливаться, когда требуется попасть копьём либо мечом по мишеням. В целом, я считаю, что современному рыцарю нужно уметь управлять лошадью на уверенном любительском уровне. Хотя многие считают мои требования к понятию «любительский уровень» несколько завышенными…