Начнем наше повествование с красочного и очень символичного источника, оставленного великим французским романистом XV века Антуаном де Ла Салем. Его роман о маленьком Жане де Сантрэ – необычное для своего времени произведение. В романе объясняется этикет, культура и добродетели рыцарей, понятие куртуазности. Герой, прошедший обучение всем рыцарским премудростям, сходивший в далёкое паломничество и совершивший множество подвигов, в конце концов разочаровывается в людях, которые преподали ему уроки благородства, и оказывается намного честнее своих учителей. Кроме необычного для подобного жанра сюжетного хода, роман интересен красочным описанием пешего поединка этикета и логики подобных мероприятий:
«Как Жан де Сантрэ и мессир Энгерранд сражались друг с другом с великой доблестью
Когда рыцари были готовы, они покинули свои павильоны. Де Сатнрэ встал на колени, перекрестился, поцеловал медальон и опустил забрало, взяв полэкс в руки. Когда оба противника вышли из павильонов, те были убраны с поля, и маршал скомандовал: «Да начнется бой!»
Как только были сказаны эти слова, противники ринулись друг к другу, подобно двум львам. И Сантрэ прокричал: «За наиболее благородную из дам, которой я имею честь служить!»
С тем они начали обмен ударами. Мессир Энгерранд, благородный рыцарь, сильный и отважный, был выше Сантрэ. Он поднял свой полэкс и нанёс удар такой силы, что тот пошатнулся. Однако Сантрэ смог ударить в ответ древком полэкса в забрало так, что противник отступил на шаг.
Затем мессир Энгерранд поднял свой полэкс вновь и нанёс удар со всей своей силой, как и до того, однако Сантрэ, который ещё не отошел от первого удара, закрылся полэксом так хорошо, что удар не коснулся его.
Тогда мессир Энгеррад вновь поднял полэкс чтобы ударить Сантрэ, но тот шагнул вперёд, поймав замах его правой руки своим полэксом и ударив по ронделю, от чего тот погнулся, и рука под ним наверняка была задета, и пальцы поранены, однако в пылу боя мессир Энгеррад не заметил раны и попытался поднять полэкс, но не смог. Когда он почувствовал боль и понял, что не может более биться правой рукой, то, будучи отважным и смелым рыцарем, он перехватил полэкс в левую руку и попытался схватить Сантрэ.