Кони – боевые товарищи, преданные и верные, вывозящие с поля боя раненых и бесстрашно идущие в схватку… Что значит быть рыцарским конем в XXI веке? Александр и Людмила Винницкие, руководители конной базы «Храброво», наши давние друзья и партнеры, рассказали о жизни и тренировках своих питомцах, которые из года в год завоевывают награды и любовь зрителей на Турнире святого Георгия.
Как конь становится рыцарским и с какими сложностями сталкивается на тренировках
Тренировки начинаются с того момента, как лошади к нам попадают. То есть от нуля (например, Рассвет – боевой друг Виктора Ручкина – родился у нас на конюшне) до 7-8 лет. Чем моложе лошадь, тем легче ей дается обучение; хотя Грей попал к нам 10-летним, что не помешало ему стать звездой. Тут, конечно, многое зависит от лошади. Показывать разные необычные штуки можно и жеребятам, и другим неподготовленным лошадям: музыка, звон и грохот железа, развевающиеся флаги и плащи – чем больше раздражителей лошадь видит дома, в спокойной обстановке и в качестве игры, тем проще будет ей работать в необычных условиях на других площадках. И тренируются они всю жизнь. Нет предела совершенству, но минимум подготовки для объезженной и здоровой лошади – полгода.
А сложности на тренировках, в принципе, ничем не отличаются от сложностей на турнире. Где-то делает ошибки всадник, где-то упирается или отказывается лошадь. Наша задача – сгладить все эти моменты. С шафронами хоть с безопасностью получше стало. Также на тренировках больше работают с копьем, чем на турнире: упражнения на снарядах, различные переносы копья через шею-голову и корпус лошади. Мы практикуем проезды в джостинге без оружия и налегке, разными аллюрами. В общем, работа идет как и в других видах спорта. Есть лошади, которым нравятся некоторые упражнения с оружием, снаряды многие любят.
Необходимые качества боевой лошади
Боевая, военная лошадь – это классика, это основа всего. Боевая лошадь может стать какой угодно: цирковой, выездковой, конкурной, троеборной, упряжной. А вот сможет ли цирковая стать боевой – большой вопрос. Мы занимаемся с лошадьми и классической выездкой, и конкуром (по небольшим высотам), и дрессурой тоже. Это очень дисциплинирует, заставляет лошадь думать и подчиняться человеку. И в упряжь тоже многие заезжены.
Обязательные качества для отбора – смелость, любопытство, желание двигаться вперед и сотрудничать с человеком, ум и контактность. В Европе это называют райдабилити, у нас проще: «большое сердце» или «светлая голова». Также есть набор требований к экстерьеру и здоровью лошади. Но «голова» и «сердце» – главное, за них можно многое простить.
Всадник и лошадь: каким должно быть сотрудничество
В силу своей добронравности и воспитанности лошади, как правило, спокойно относятся к разным всадникам. то, что они меняются – полезный опыт и для лошадей, и для наездников, они учатся слушать и слышать друг друга. Бывает, пара складывается сразу, есть контакт на интуитивном уровне. А бывает, что и при усердных тренировках нет понимания. Конечно и лошадям, и нам – их владельцам – спокойнее, когда на турнире выступают сложившиеся пары. Мы поддерживаем рыцарей, предоставляем лошадей на тренировки бесплатно в течение всего года. Но форсмажоры никто не отменял, к сожалению, поэтому нужно уметь ездить на разных лошадях, и лошади должны уметь работать с разными всадниками.
Герои прошедших турниров
Грей ушел на пенсию: он приближается к 20-летию, и тяжелые и рваные нагрузки турнира ему уже явно лишние. Это не значит, что он стар и немощен – он вполне себе бодр, весел и здоров.
Пенсия для лошади (если ей позволяет здоровье) не означает полное снятие с работы. Это переключение вида деятельности, совсем без нагрузок лошади в возрасте быстро чахнут. Выражение «движение – это жизнь» работает для них прямо пропорционально. Грей стал любимой детской лошадкой, на плацу он возит даже совсем маленьких. Придумал себе новый аллюр: такая очень медленная, ленивая полурысь-полушаг. Немножко прыгает, с продвинутыми всадниками отрабатывает элементы выездки. Ходит на спокойные маршруты в поля, много гуляет, красуется на фотосессиях. И может участвовать в выездах и исторических фестивалях с легко экипированными всадниками.
Для всех остальных тренировки одинаковы. Они включают в себя манежную и полевую езду, работу со вспомогательными средствами в бочке, дрессуру, занятия со «страшилками». Есть два-три занятия в неделю в военно-прикладной сфере, другая работа – в кино, в упряжи, театре, прочих выездах и реконструкциях на разные эпохи. Также у лошадей есть выходные дни и ежедневный выгул в компании других лошадей.
Новички и будущие рыцарские кони
В Храброво есть и новички: серый ольденбургский Мармелад присутствовал на Турнире святого Георгия–2018 в качестве судейской лошади, участвовал в меле и театральном шоу, сейчас перспективно показывает себя в джостинге. Работать есть над чем, но и время есть, надеемся, все получится. Также начал тренировки с рыцарями белорусский Кекс, родственник Красавчика и Нимбуса. Пока на легких копьях и в домашней обстановке – очень даже неплохо. Еще есть два молодых дончака, с ними легко работать, но в джостинг им еще рано: возможно, примут участие в турнире в качестве лошадей для судей и театра.