Реконструкция крепости в Гросс Радене, построена на месте существования реального поселения.
В эпоху раннего средневековья на территории современной германской Померании располагалось много крепостей и поселений западных славян.

Подъезд и подход к музею прекрасен. Хорошая дорога, шикарный лес и озеро.

По европейской тенденции входная зона подчеркнуто техногенна и лаконична. Контраст стекла и раннего средневековья выглядит очень хорошо.

Валы и рвы — типичный элемент фортификации славян. Полабские славяне не исключение.

Тут аккуратно даже слишком. Только кроты немного портят немецкую идиллию.

В музее мы были перед закатом, и нам очень повезло с погодой. Туман хорошо подходит к этому месту.

Старые строения выглядят лучше более новых. Сделаны качественнее. Столбовая конструкция, где набранные в паз бревна зафиксированы нагелями, мне раньше не встречалась. Оказалось, что это восточноевропейская этнографическая традиция.

Навесы для экспериментальной археологии есть во многих европейских музеях. Это стилизованный навес, в котором представлены рабочие керамические печи.

Со срубами традиционно очень плохо — чужая традиция не дается немцам. Работа грубая, явно техногенная. Чашки расположены снизу — грубая ошибка.

Версия волокового окна. Также обратите внимание на горизонтальную стыковку бревен.

Во многих музеях встречаются вот такие двойные двери. К эпохе IX–XII веков они не имеют отношения. Зато очень удобны для демонстрации туристам — нижняя часть закрывается, в дом нельзя зайти, но можно заглянуть.

Крыши в основном, камышовые, судя по толщине — это стилизация. Такой тонкий слой тростника работать по назначению не будет.

Дома на разном этапе строительства для наглядности.

Недавно построенный дом, в котором не постеснялись использовать старые детали, фронтоны и дверную коробку. Своя строительная традиция удается многократно лучше. Глинобитные стены и камышовые крыши получаются очень хорошо.

Кстати, строят объекты в музее поляки, которых мы застали за работой.

Жернова этнографические. За границей, как видно, тоже не стесняются эксплуатировать этнографию.

Печи хлебные. Заметьте, сделаны из кирпича. Это экспериментальная зона — тут важен аутентичный функционал.

Печь в процессе возведения для наглядности.

Версия языческого храма. Это уже особенности полабских славян.

Дорожки в музее не являются историчными мостовыми, а просто сделаны для передвижения туристов. Надеюсь, что так. В противном случае все плохо: пиленые доски, гвозди.

Еще бутафорская крыша. Здесь даже железные прутья не постеснялись использовать. Очень печально.

Уже подходим к крепости. На внешнем берегу озера, кстати, сохранился песчаный карьер. Он использовался 150 лет, до 1000 года нашей эры. Основная насыпь крепости была добыта здесь и по льду перевезена на место.

Первые впечатления от крепости — положительные.

Ближе — печаль. Следы современного инструмента повсюду.

Внутри оказалось, что вся воротная группа — это бетонная заливка, обложенная деревом. Сплошная стилизация.

Величественная стена оказалась дощатой, а должна быть из бревна.

В целом, этот музей — сплошная стилизация. Впрочем, она прекрасно выглядит уже со среднего расстояния. Разочарование, занавес. Поехали дальше.