Сегодня с практической стороны взглянем на тему утепления срубов в раннем средневековье. Сразу оговорюсь — археологических или иных источников на эту тему нет, либо они мне не известны.

Мы, современные люди, склонны любые явления пропускать через призму современности.

Если человек всю жизнь каждый день мыл голову шампунем, ему сложно себе представить, как можно не мыть волосы никогда. Он начинает придумывать способы заменить привычку, предполагать доступные варианты. Это неправильно.

Вернемся к срубам. По давно сложившейся технологии срубы принято рубить, а затем оставлять на полгода-год для усушки бревен. Этот метод сводит нежелательные последствия в виде щелей к минимуму. На самом деле, даже спустя много лет, рубленный дом все равно будет «играть» — дерево в этом смысле далеко не совершенный материал. Однако наибольшие изменения происходят именно в первые полтора года.

Не проецируйте эту строительную традицию на раннее средневековье. Мы не знаем, как рубились дома. Неизвестно, какие типы топоров использовались, какой вспомогательный инструмент, какой инструмент разметки.

Не хватает статистики по породам дерева, по качеству изготовления, сезонности работ.

Если обратимся к опыту проекта «Один в прошлом», то увидим, что срубленный из сырого бревна дом — не такая уж страшная проблема. Да, в течение первой зимы его приходилось регулярно конопатить. Процесс занимал 3-4 часа раз в две недели, или даже реже. Допускаю, что для человека того времени это совершенно не было проблемой. Оказалось, что мох, которым конопатят, сохраняет свойства свежего всю зиму. При этом он просто лежит под снегом, не требуя специальных условий.

Определять места, где нужна конопатка — очень просто.

Во-первых, поутру даже самая малая щель ярко выделяется инеем. Он образуется благодаря теплому воздуху из дома. Главное не пропустить момент, когда солнце растопит этот иней.

Во-вторых, утром в абсолютно темной избе ярко виден самый слабый поток света из щелей.

А если утро мы пропустили, но конопатить не терпится, можно проверить герметичность жилой клети огнем. Малейший сквозняк колеблет огонек светца.

В конце замечу, что даже в очень скверно срубленном доме основные утечки тепла происходят на горизонтальных стыках бревен и в районе дверей. Глобально, проблем эти утечки не создают, даже при очень насыщенном хозяйстве.