Возле одного из краёв раскопа были разложены веером остатки брёвен. Мы долго ломали голову, что это такое. Может быть, остатки настила или частокола? Но всё оказалось проще. При расчистке территории раскопа отдельно лежащие брёвна не стали выбрасывать, а аккуратно сложили с краю.

Вспомогательные находки.

Вообще, порой сложно отличить, где оригинальное расположение элементов срубов, а где дополнения в ходе реставрации. Например, дощатый пол, по словам работников музея, не оригинальный. Его уложили внутрь для наглядности, и часть досок могли являться деталями настила мостовых.

Один из домов с дощатым полом.

Задачу осложняет и то, что, по словам археологов, нарастание культурного слоя на городище происходило очень быстро, 7 метров за 200 лет, и часто новые дома ставились на месте остатков старых. Тому есть наглядные примеры.

Вероятно, здесь мы видим не пятистенок, а малый сруб установленный поверх старого, большего размера.

Например, расположение лаг-переводин, которые врубались сквозной рубкой. В некоторых срубах они расположены в два яруса на значительном расстоянии друг от друга.

Мы видим сохранившуюся лагу, но при этом в верхнем, ближнем к нам венце сохранилась чаша для такой же лаги более позднего времени. Эти лаги являются уровнем пола в двух разных домах.

Возможно, часть таких лаг свидетельствует о наличии подклетов в некоторых домах, но есть строения, где это исключено. Например, сруб с сохранившимися остатками печи. Прямо над печкой располагаются чашки, следы врубки лаг. Это говорит о том, что к моменту установки лаг печь не являлась действующей.

Даже разрушенная печь расположена почти вплотную к лагам.

В домах Берестья встречаются два вида конструкции пола:
1. Пол из колотых досок на лагах-переводинах.

2. Пол из брёвен. Сейчас пол выглядит как куча гнилого мусора, но на момент находки он был практически в идеальном состоянии.

Также интересен шестистенный сруб, который мы сначала приняли за дом с галереей. Судя по всему, это два различных сруба разного периода, стоящие один на другом. Причём более поздний, меньшего размера, по двум стенкам был прирублен к старому. Также интересно то, что входы этих строений ориентированы по-разному.

«Шестистенный» сруб, оказавшийся двумя домами разного времени.

В подтверждение теории о двух срубах с разной датировкой говорит нам ближняя стена, на ней сохранились остатки дверного проема. Отчетливо видны пазы для шипов, но при этом он перекрыт верхним бревном.

В представленной застройке проглядывает огромное количество вторичного материала. В древнерусских городах X–XI веков ситуация аналогична. Доски и бревна после разбора домов, судов и т. п. зачастую использовались повторно как строительный материал. Этому есть масса примеров в Ладоге и Новгороде, не исключение и Берестье.

Мостовая из вторичного материала.

Вот фигурные вырубки на досках мостовой.

Во многих досках можно увидеть треугольные, круглые или иные отверстия.

Вот старая чашка на бревне нового дома.

Тут из колод сложен нижний венец сруба.

Встречались также строения с брёвнами, затёсанными с внешней и внутренней стороны. Почти современная рубка из лафета.

На некоторых срубах затёсывались только отдельные брёвна.

А на одном мы обнаружили полноценный брус.

На некоторые вопросы по технике рубки мы получили ответы.

Продольные пазы в брёвнах сохранились не очень хорошо, поэтому определить их форму было непросто. Казалось бы, какое это имеет для нас значение? Однако форма соединительных элементов срубов и следы обработки, оставшиеся на них, могут многое сказать о том, как и чем эти пазы рубились. А это очень важно для создания качественной реплики.

На некоторых срубах нам удалось разглядеть пазы треугольной формы. Скорее всего, их вырубали топором.

Также некоторые пазы имели форму близкую к полукруглой. Не совсем понятно, каким инструментом их изготавливали. Дело в том, что нет находок полукруглых тёсел на данный период. Возможно, паз вырубали топором, а потом дорабатывали полукруглым скобелем. Такой приём встречается в этнографии Русского Севера.

Некоторые брёвна пазов не имели вовсе. Возможно, они были частью хозяйственных построек.

Первая часть отчёта о поездке в археологический музей «Берестье»