Так как деятельность нашей бригады связана с реконструкцией древнерусских жилищ, мы должны знать разные технические моменты, связанные со срубным строительством того периода. Как вырубался тот или иной элемент и какую имел форму, каким инструментом производилась рубка, какие зазоры допускались в местах сопряжения брёвен и многое другое.
К сожалению, научные публикации описывают находки построек недостаточно подробно. Они дают только линейные размеры, примерные диаметры брёвен и ориентацию по сторонам света. Для качественной реконструкции этого недостаточно, нужно видеть сам оригинал. Поэтому мы отправились в музей «Берестье», что в Бресте.

Берестье находится в тени Брестской крепости. Не умаляя значения крепости, скажу, что это очень печально. Основная экспозиция музея уникальна не только для Белоруссии, но и для всего мира.

Общий вид экспозиции.

Сейчас этот памятник медленно умирает. Из-за отсутствия средств в музее нет банального отопления, зимой внутри минусовая температура. Замерзающая в порах древесины влага расширяется, разрушая бревна. По оценкам специалистов, через 15 лет памятник может быть полностью утрачен. Уже сейчас можно заметить разницу между сохранностью в наши дни и пять лет назад.

Уникальность строений Берестья в их сохранности. Некоторые строения сохранились на высоту 12 венцов. Это редчайший случай в археологии.

Рекордный по высоте сохранности сруб.

В строениях Берестья сохранились дверные проёмы, некоторые целиком, и сами двери. В Берестье найдено 28 дверей. Изготовлены они по одной технологии: «сшиты» шипом из двух-трёх досок, реже из одной широкой доски. У дверей имеются выступы-пятки, на которых они поворачиваются в отверстиях, просверленных в верхнем и нижнем брёвнах. В экспозиции музея представлены три таких двери, каждая из них интересна и уникальна. В каждой из дверей имеется технологическое отверстие. Точно определить назначение отверстия нам не удалось, поэтому в шутку мы называли его дверным глазком. Вероятнее всего, это замочная скважина.

Двери и лестницы.

Дверь сшита из нескольких досок про помощи шипа. Обратите внимание на размеры.

С торца видно, что дверь имела неравномерную толщину, сужающуюся по краям, и геометрию «ласточкиного хвоста».

Изготовлена из цельной широкой доски. Интересно устройство пятки: она не выходит за пределы размеров двери, а прорублена в основном полотне. В нижней части двери пятка и вовсе отсутствует, вместо неё имеется прямоугольный выпил. Принцип установки двери в косяке не до конца понятен.

Дверной шип, вырубленный в полотне двери без выступа.

Дверь также изготовлена из цельной доски, но с одного из широких краёв имеет трапециевидные пазы типа «ласточкин хвост» — под соединительный шип. Вероятно, дверь была сшита из двух досок, одна из которых не сохранилась.

Хорошо видно метод обработки.

Раскопки Берестья проводил археолог П. Ф. Лысенко. В книге «Открытие Берестья» он писал, что к XIII веку ещё не было выработано единого, наиболее рационального оформления дверных проёмов, и в Берестье их выявлено четыре типа. К сожалению, в книге эти типы не описаны, а на месте нам не удалось изучить их детально. Оставим этот вопрос открытым до следующих экспедиций. Также П. Ф. Лысенко писал, что все двери в Берестье открывались внутрь помещений, однако нам удалось разглядеть на одном из срубов остатки порога, где дверь открывалась явно наружу. Возможно, это ошибка сборки сруба при реставрации.

Хорошо видно место посадки двери, которая открывалась наружу.

В этом срубе дверь открывалась внутрь. Это типично. Видно даже отверстие под шип.

Вторая часть отчёта о поездке в археологический музей «Берестье»