Древнерусские жилища можно разделить на два вида. Наземные постройки, и так называемые «землянки», или «полуземлянки». Эти понятия весьма условны, они обозначают жилища с уровнем пола ниже уровня земли. Из названия «землянка/полуземлянка» вроде бы следует, что это строение, перекрытое земляной насыпью, но в последнее время появились основания трактовать котлованы иначе, хотя возможность существования перекрытых землёй сооружений отрицать нельзя. Термин «полуземлянка» закрепился в научной литературе, и пользуются им в основном для удобства разделения заглублённых жилищ и наземных. В среднем глубина котлованов составляла 0,5–1,0 метр, хотя встречаются и более глубокие, и более мелкие значения. Размеры котлована составляли в среднем 3,0–4,5 метра.

«Степень углублённости построек в землю не находится в прямой зависимости от общей их высоты. Наличие углубления ещё не свидетельствует, что перед нами остатки приземистого сооружения, равно как и его отсутствие не является признаком высотности здания. Распределение построек на «полуземляночные» и «наземные» , ничего не даёт также для определения их конструктивного типа, поскольку углублённые в землю жилища имели как столбовую конструкцию, так и срубную» (Раппопорт П. А. 1975).

Вход в полуземлянках обычно находился с южной стороны, так как, по видимому, окна в подобных строениях отсутствовали, и дверь являлась единственным источником света.

Отапливались полуземлянки при помощи печей, по-чёрному. Изредка отопительным сооружением служил очаг. Почти всегда печь находилась в дальнем, правом от входа углу, она была развёрнута устьем ко входу.

Одним из первых, кто предложил варианты реконструкции полуземляночного жилища, был И. И. Ляпушкин. По его мнению, размеры заглублённой части и наземной совпадали.

Однако В. Г. Борисевич, а позднее Ю. Ю. Моргунов, убедительно доказали, что стены жилища превышали размеры котлована и являлись срубом. При этом получившиеся отступы, видимо, использовались как полати-лежанки. При такой конструкции дом приобретал размеры, достаточные для нормального проживания человека. Стены котлована обшивались деревом и имели либо каркасно-столбовую конструкцию, либо срубную.

Развила эту мысль О. Н. Енукова в работе «Вопросы методики реконструкции славяно-русского жилья в условиях «сухого» слоя». В некоторых «полуземлямках», помимо самого котлована встречаются также припечные ямы и хранилище-голбец. В припечную яму, вероятно, сгребалась зола, которая имела широкое применение. Золой отбеливали ткань, ею мылись в бане, использовали в сельском хозяйстве. Хранилище-голбец, находящееся за печью, использовалось для хранения припасов.

Подобные пристройки хорошо прослеживаются в этнографии.

«Имеющиеся материалы приводят к выводу о том, что известная по этнографическим материалам планиграфическая схема оформления интерьера «жилое помещение + голбец» появляется у восточных славян не позднее конца X в., хотя и не относится к числу распространенных» (Енукова О. Н. Вопросы обустройства интерьера славяно-русского жилища).

Остаётся ещё много спорных вопросов в деле реконструкции славяно-русских жилищ, но каждая новая научная работа, археологическая находка понемногу вносит ясность, а создание полноразмерных действующих реплик домов даёт возможность в реальности проверить версии и предположения.