Итак, заготовки подсохли, и можно продолжать!
С помощью всё того же ножа выравниваем поверхность корпуса (процесс называется циклевание или скобление). Это простой и эффективный способ обойтись без наждачной бумаги.
Кстати, современная наждачная бумага появилась только в 30-х годах XIX века. Конечно, наждачка существовала и раньше и называлась «стеклянная бумага», но в 1833 году англичанин Джон Уоки придумал новый состав клея для надёжного крепления абразива, а также способ промышленного её производства.
Теперь берёмся за деку. Это самая важная деталь любого инструмента.
Заготовку размечаем по форме будущей деки, для чего прикладываем корпус и просто обводим. Это внутренняя сторона, которая будет подвергаться последующей обработке.
Топором придаём форму, оставляя небольшой запас по краям. Это можно сделать и ножом, но лично мне топором удобней.
С помощью того же топора стёсываем деку до толщины 5–6 мм. Тут действовать нужно очень аккуратно, чтобы заготовка не треснула и чтобы не сколоть лишнего.
Дошедшие до нас деки гудков имели разную толщину по краям и в центре. По краям толщина равнялась 2–3 мм, а в центре 5–6 мм. Это сделано для того, чтобы дека не прогнулась под давлением порожка, на который опираются струны. Если деку сделать слишком тонкой, то её продавит внутрь, если слишком толстой, то инструмент не будет звучать. Поэтому был придуман такой оригинальный выход из ситуации. И до сих пор на традиционных болгарских гадулках, делают деки с разной толщиной по краям и в центре. На современных инструментах, например гитарах, деки делают очень тонкими, около 2 мм, а чтобы их не продавило внутрь, снизу подклеивают специальные рейки-пружины.
С внешней стороны деки размечаем и вырезаем резонаторные отверстия. В гадулке они называются «очи».
С помощью полукруглой стамески и ножа срезаем лишнюю древесину, доводя заготовку до нужной толщины. То же самое можно сделать плоской стамеской. Так как у нас уже прорезаны резонаторные отверстия, толщину контролировать проще.
Ножом подрезаем бортики корпуса гудка на толщину деки. Инструмент практически готов к склеиванию.
Сверлим отверстия под колки перовидным сверлом.
Существует много натуральных клеёв. По качеству они не уступают современным. Для склеивания древесины я использую мездровый клей. Мездровый клей изготавливают из мездры — нижнего слоя шкур животных, отделяемого при выделке кожи.
Чтобы дека и корпус хорошо склеились, нужно сильно прижать их друг к другу. Для этого можно положить инструмент на ровную поверхность, придавив сверху чем-нибудь тяжёлым, или сделать простейшие тиски.
В таком виде оставляем сохнуть на сутки.
Пока инструмент сохнет, изготовим колки, порожки, струнодержатель и смычок.
В Великом Новгороде найдено много колков. Колки изготавливали из различных пород древесины. Мы будем использовать берёзу. Из неё же делаем порожки под струны. В современных колках для крепления струны сверлят отверстия, но для колков древних инструментов использовали иной приём. Колок немного раскалывали ножом по волокнам, а в получавшуюся щель вставляли струну.
Из полоски кожи и деревянного шпенька делаем струнодержатель, к которому крепим струны из конского волоса. К сожалению, археологических находок струн нет, но из этнографии нам известно, что для смычковых инструментов использовались волосяные, кишечные и жильные струны. Струны из конского волоса меньше всего подвержены капризам погоды, в отличие от жильных и кишечных, которые сильно тянутся при повышенной влажности, от чего приходится постоянно инструмент настраивать заново.
Из тонкой веточки орешника делаем смычок, к которому ниткой привязываем тот же конский волос.
После того как клей высох, устанавливаем все детали. Инструмент готов.