Не успели участники фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи» снять свои кольчуги и наточить мечи после славного сражения, как настала пора готовиться к очередному грандиозному мероприятию — военно-историческому фестивалю «Гумбинненское сражение», который пройдет в конце августа в Калининградской области. Управляющий партнер Агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко, без которого не было бы «Времен и эпох», в интервью журналисту сетевого издания m24.ru Eлене Ромашовой рассказал, есть ли у реконструкторов кодекс чести, почему ему не нравится делать костюмированные корпоративы и где взять сотканную вручную шерсть для костюмов.

– Алексей, почему историческая реконструкция стала такой популярной в последнее время? Ведь всего несколько лет назад этим занимались исключительно в клубах, а теперь рыцари и викинги выходят на улицы города.

– В 2000-е годы, когда мы только начинали, запрос на то, чтобы осмыслять историю, анализировать ее и как-то реконструировать для себя, в обществе уже был. Аналогичные этапы проходила и Западная Европа, в этом мы не уникальны. Другой вопрос, как историческая реконструкция будет развиваться дальше.

В Европе зарождение интереса к реконструкции пришлось на 1960-1970-е годы: примерно тогда популярность книги «Властелин колец» и многих других произведений в стиле фэнтези стала общемировой. Тогда же интерес начал перерастать уже в движение. Затем, если говорить про европейскую историю, это все развивалось по нарастающей, было очень популярно среди молодежи. Но потом молодежь начала стареть, обзаводиться семьями, поэтому сейчас реконструкция многих эпох – удел «стариков», то есть людей, которым уже далеко не по 20 лет. Затем рухнул Советский Союз, и пошла наша волна. И в странах соцлагеря – Чехии, Польше – начался тот же самый процесс, то есть осмысление своих корней, обращение к истории, желание ее как-то реконструировать. Это совмещалось со стремлением к романтике, к условному возвращению к полям, к традиционному обществу. Такая внутренняя потребность нормальна для человека, потому что урбанистическая среда очень сильно давит, люди просто не выдерживают. Отсюда же тяга к дикому туризму, который сейчас активно развивается везде.

– В какой момент в России о реконструкторах заговорили уже явно?

– В России реконструкция началась в 1980-е годы с ростом популярности фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука, к которому было сделано множество костюмов. Именно тогда началось первое «брожение», увлечение эпохой наполеоновских войн среди молодых ребят, участвовавших в массовке. Сейчас реконструкция действительно очень популярна, можно сказать даже находится на пике. И приятно, что именно российские реконструкторы во многих аспектах задают тон.

В Москве и окрестностях проводится очень много мероприятий с реконструкторами, причем на довольно высоком уровне. Приезжают иностранные участники и считают эти мероприятия статусными. Тот же проект «Времена и эпохи» без какой-то специальной рекламной кампании среди зарубежных участников прозвучал. И люди, даже если не едут на фестиваль, то говорят о нем.

Полный материал на сайте Москвы24