Начинаем наш небольшой обзор сапоговского гардероба, который по мере приближения проекта к финишу начинает потихоньку рваться и изнашиваться.
Для пошива одежды на эксперимент мы использовали аутентичные материалы. Льняные рубашки шили из этнографической домоткани. Это, пожалуй, самый подходящий из доступных материалов, но у него есть ряд значительных недостатков:
Во-первых, этнографический лён имеет стандартную ширину 35 см, в то время как ширина полотнища раннесредневековой ткани равнялась примерно 50-60 см. Отсюда вытекает второй недостаток — влияние ширины полотна на выкройку одежды. Из-за недостатка ширины приходится изменять конструктивные детали кроя, что сильно отдалаяет версию от точной копии находки. Третье «но» — это плотность ткани. Если не вдаваться в сложные вычисления и не приводить в тексте цифры, просто скажу, что лён был тоньше, сильно тоньше. Нет, конечно же ткали и «дерюгу», но приличную одежду из неё шить не совсем правильно. А в ассортименте этнографической ткани тонкий лён скорее исключение, поэтому приходится выбирать из грубой и очень грубой.
Для устранения этих недочётов в дальнейшем в качестве исторического эксперимента мы хотим начать процесс создания льняной ткани с нуля. Т. е. посадить лён, вырастить его, затем собрать, вымочить, трепать, теребить, мять, чесать, прясть, соткать и сшить. Такая подготовка занимает много времени и человеческих ресурсов (рис. 1)
рис.1. Женщины прядут. Древняя Греция
Подобная ситуация обстоит и с крашением. Некоторые вещи, преимущественно верхнюю одежду, красили, используя натуральные красители. В качестве окислителей и закрепителей цвета мы использовали современные квасцы (хим. вещества, являющиеся аналогами аутентичных квасцов). И снова страдает историчность. Для консультации по части аутентичных закрепителей и их добычи был сделан звонок человеку-энциклопедии Артёму Приходову aka Кунла, после чего стало понятно, что из этого телефонного монолога можно было бы целый отдельный пост наваять. Вот выдержки: железистые пески и железистые глины (которых, как выяснилось, на поле тьма, и такого качества, что даже магнитятся) применялись с корнем марены — градиент цвета от рыжего до тёмно-бордового. Также в определённое время года собирались так называемые «дубовые/чернильные орешки» — наросты на нижней части дубового листа (рис. 2), в которых содержится танин, позволяющий выкрасить ткань в чёрный цвет. Мочевина по археологическим данным используется исключительно для крашения индиговым красителем, хотя возможно с помощью неё красили и мареной, но вопрос спорный. Для получения зелёного цвета разных оттенков, в т. ч. изумрудного, использовали сброженный дуб и железо (дубовая кора бродит в бочке). Получение квасцов — это отдельный долгий процесс, требующий определённых знаний. Люди тратили недели на поиски нужного материала, можно сделать вывод, что к покраске у них было такое же особое отношение, как и изготовлению ткани.
Рис.2. Наросты на опавшем листе дуба.
Понять масштаб подготовленности трудно, так как ни мы, ни другие реконструкторы не проживали в подобных условиях столь длительное время. Степень износостойкости вещей оценить мы могли только исходя из опыта участия в living-history походах и фестивалях. С одной стороны, Сапог постарался основательнее запастись теми вещами, которые, на его взгляд, были сильнее подвержены стиранию, но с другой — недооценил степень убиваемости других, например, штанов, которых у него было всего 2 пары и ещё одну пару в качестве НЗ один из соратников зашил в подарочный кожаный мяч Wilson. Первая пара уже пришла в негодность, но Паша продолжает их штопать и носить. Вообще штопка и починка вещей занимают немалую часть времени отшельника, причём самого дорого зимой — светлого времени суток.
Фактический список вещей, отправившихся вместе с Сапогом на проект, имеет ряд различий с планируемым (в частности, из-за того, что некоторые ремесленники не успевали к старту закончить заказ).
Освежим в памяти список вещей, которые отправились на проект вместе с Пашей:
- 5 пар обуви, одна из них очень старая
- 4 рубахи льняные
- 1 рубаха шерстяная
- 2 пары шерстяных варежек
- 2 пары шерстяных носков
- 5 пар обмоток
- Одни штаны льняные и одни такие же рваные
- Шерстяной худ и шарф (nota bene: Сапог записал отдельное видео о том, что по его мнению удобнее: худ или шарф)
- Овчинная шуба не по размеру
- Шерстяной плащ
На самом деле первый пункт не до конца точный. У Сапога было ещё больше ботинок к запуску проекта (приврали на 1 пару), но они были практически в убитом состоянии, поэтому не вошли в список.
Никитой Аксёновым было сшито три пары ботинок: две пары летних и одну пару зимней, еще две пары ему подарил Алексей Овчаренко. К вопросу изготовления подошли очень ответственно: вся обувь была изготовлена из кож натурального дубления, т. е. выделка её производится веществами растительного происхождения и сшита вручную льняной вощеной нитью.
Первыми Никита сшил низкие летние ботинки (рис. 3), или «чоботы», как их называют некоторые археологи. За прототип взял очень распространенную на тот период модель, очень простую, которая шьется всего из двух кусков кожи и никак не украшается, на летний период — самое то. Жаль, что летнего периода практически и не было.
Вторая и третья пары сшиты по образцу обуви из Хедебю (тип 6). Данная модель отличается более высоким подъемом голенища и шов верха идет не сбоку, а вдоль мыска ботинка (рис.4). Такая обувь подходит на более холодное время, поэтому одна из пар сделана на 2 размера больше. Это позволяет вложить в них более толстую стельку и дополнительный меховой или войлочный сапожок для лучшей изоляции от холода.
Рис. 4. Зимние ботинки, сшитые Никитой
Как уже говорил Паша в видеоблоге никакая пропитка не может сохранить сухость обуви, поэтому в условиях затянувшейся осени и постоянной сырости наш герой по-первой сушил обувь на печке, что привело к тому, что кожа ботинок потеряла эластичность и стала быстрее изнашиваться, а воск, которым били пропитаны нитки, растаял и высох. От долгого контакта с водой невощеный лен, естественно, стал преть, и ботинки расползлись. Таким образом Паше пришлось самостоятельно осваивать еще и сапожное ремесло: одну из пар, по его словам, он чинил уже дважды. И его не смутило ни отсутствие навыков в данном деле, ни сложность работы антуражными иглами.
Этот факт указывает на переход Сапога от потребительского склада ума к какому-то иному, когда подпорченная вещь не утилизируется, а при необходимых трудозатратах вновь используется, пока её невозможно будет починить или использовать по-другому.
Помимо ботинок Алексей Овчаренко подарил свою овчинную шубу, которая на тот момент Паше была мала. Параллельно с этим он стал шить себе шубу большого размера, которая ему в последствии стала велика. Сейчас похудел до размера первой (рис. 5)
К середине проекта Паша сшил себе новую шапку из овчины: такой тип шапки с цельномеховой подкладкой является очень правильным и подтверждается археологическими данными. Единственное, что стоило бы сделать с такой шапкой — это сшить на неё покрышку из ткани (лен или шерсть), что оградит кожу от влаги и продлит срок службы шапки, но наш герой решил этого не делать.
Рис. 5. Паша и шуба до/Паша и шуба после
Добрую часть заказов взяла на себя мастерица из Брянска Ульяна Богатырёва, которая снабдила Сапога тёплыми вещами. Помимо нескольких пар носков она связала несколько пар зимних варежек. Вязание костной иглой является одним из наиболее архаичных способов вязки, который сегодня сохранился в некоторых частях Карелии. Рукавицы сделаны по находке в Йорке (рис. 6). Характерной их особенностью является более широкая манжета, чем принято делать, для удобства надевания и снимания оных, а связаны они из самопрядёной шерсти, окрашенной корой крушины.
Рис. 6.
В продолжение темы шерстяных вещей напишем немного про плащ. Продумывалось несколько вариантов пошива: полусолнцем, прямоугольником, с подбивкой из меха, с шерстяной подкладкой. Мы решили, что в условиях частого нахождения на улице, удобнее всего сшить лёгкий плащ без подбивки, который был бы одновременно и тёплым, и лёгким для удобства ношения и перемещения в нём (рис. 7). Поэтому состоит он из двух сшитых между собой некрашеных кусков шерсти серого цвета и имеет форму прямоугольника. Сапог его закалывает на шее подковообразной фибулой.
Рис. 7. Шерстяной плащ
Вот так каждая вещь имеет или имела свою историю в жизни проекта. Что-то уже погибло под натиском суровых условий, что-то ещё продолжает служить верой и правдой. Надеемся, что вслед за глиняной посудой не отправятся в небытие оставшиеся штаны да рубашки.
Текст составлен Настей и Никитой.