В музейных коллекциях можно увидеть много средневековой оловянной посуды. Её использовали на пирах, церковных службах и в обычных домашних трапезах. Олово считалась третьим по престижности материалом после серебра и стекла. Но как отличить качественную вещь от подделки? Какими были правила работы оловянных дел мастеров в Германии XV века? И что случится с оловянным бокалом, если его вынести на сильный мороз?

В рамках работы над проектом Loco Cimbali в мастерской «Ратоборцев» воссоздали оловянные кувшины и бокалы XV века.

Оловянная посуда известна в Европе ещё с римских времён. Так как олово имеет низкую температуру плавления (231,9 °С), предметы из него изготавливали при помощи литья с добавлением свинца, который улучшал текучесть сплава и, что самое главное, существенно удешевлял стоимость готового изделия. Свинец продолжают добавлять в олово и в наши дни. Такой сплав отличается прочностью, износостойкойстью и красивым внешним видом. Его единственный недостаток – крайняя восприимчивость к низким температурам, от которых олово может буквально рассыпаться в прах. От этого явления, получившего название «оловянной чумы», сильно пострадала, например, экспедиция Скотта к Южному полюсу в 1912 году.

Но вернёмся в позднее Средневековье. К XV веку в цеховых организациях западноевропейских городов были введены специальные правила, строго регулировавшие качество производимой продукции. Оптимальным соотношением олова и свинца считалась т.н. «нюренбергская проба» – десять частей олова на одну часть свинца. Впрочем, существовали и другие соотношения: пятнадцать к одному – для посуды высшего качества и шесть к одному – для изделий, не контактировавших с пищей. Для того чтобы подтвердить качество своей работы, ремесленники использовали специальные клейма с розой, короной или ангелом, обозначавшие качество сплава.

В Средние века оловянная посуда была статусным предметом, и по своей ценности она уступала только стеклянной и серебряной. Оловянные тренчеры, кувшины и кубки часто можно видеть на изображениях аристократических трапез. Оловянные потиры использовали для причастия в церквях и монастырях.

В целом, по всей Европе были распространены достаточно похожие образцы посуды, но можно отметить и определённые региональные различия. Так, кувшины, изготовленные в Северной Европе, по форме приземистые и широкие, в то время как на юге, в Италии, они более тонкие и вытянутые вверх. Для реконструкции оловянной посуды в мастерской «Ратоборцев» опирались на сохранившиеся образцы и изображения из Франции, Германии и Нидерландов.

Процедура изготовления оловянной посуды наглядно показана на иллюстрациях в домовой книге Менделя, написанной в Нюрнберге в 1425 году. Рукопись содержит миниатюры, на которых представлены практически все ремесленные профессии, существовавшие тогда в городе. Более подробно о книге Менделя можно узнать здесь здесь.

На первом изображении мы видим, как мастер держит на коленях форму, в которую он из специального сосуда вливает расплавленное олово. На заднем плане на столе стоят уже готовые изделия.

Изображение из Mendel Housebook, Amb. 317.2° Folio 49 recto, c 1425, Nuremberg (Nürnberg).

После отливки кувшин помещали на токарный станок, где мастер придавал ему окончательную форму, что мы и видим на втором изображении. На этом же этапе происходила спайка всех элементов изделия, которая из-за разницы температур была самым сложным этапом производства.

Изображение из Mendel Housebook, Amb. 317.2° Folio 34 verso, c 1425, Nuremberg (Nürnberg)

Оловянные кувшины и стаканы, изготовленные в нашей мастерской – это не просто качественная реконструкция исторических предметов, но и весьма функциональная посуда, которой удобно пользоваться и сегодня. Если вы хотите сделать свою вечеринку чуть более «пятнадцативечной», пишите и звоните нам для аренды
всего необходимого реквизита.