Привычка делать всё «по источнику» у нас уже в крови, и если нет задачи делать по-своему, то начинаем искать источник. Даже когда нужно просто нарядиться на пирушку.
Наши руки не для скуки
или как готовиться к вечеринке по-ратоборски
Старая Привычка
Выбор образа
И вот, в преддверии ратоборской вечеринки «Life after death» встал вопрос о костюме. Учитывая мой рост, я искал какого-нибудь некрупного персонажа для образа. На ум пришёл Терри Пратчетт и его прекрасный персонаж — СМЕРТЬ КРЫС. А что, по-моему, мило! Для полноты картины нужен был напарник в образе СМЕРТИ, и я сразу подумал об одном из моих мастеров, Алексее, который выше меня сантиметров на 30–35. Смотрелось бы неплохо, но Алексей отказался… На помощь пришла боевая подруга Клюква, которая сказала: «А в чём проблема? Давай, я буду Сьюзан». Итак, дуэт сложился. Немедленно загуглили картинки и перечитали соответствующие места из книг. Я остановился на этом изображении.
Выход из затруднения
Прикинув, как это можно сделать, я выбрал вариант маски из папье-маше. Но вот незадача, я никогда не имел дела с папье-маше. Более того, всегда считал, что я и скульптурное моделирование — вещи несовместимые. Я верю, что если чего-то не умеешь, это не повод отказываться от задуманного, это повод научиться. Ладно, думаю, не беда, хотя бы попробую. Насмотревшись роликов про папье-маше на ютубе, я собрал по мастерской всё, что мне могло пригодиться.
Загвоздка с черепом
Итак, я решил за основу взять пятилитровую бутылку. Нанёс на неё разметку крайних и ключевых точек будущей маски, приклеил тем же бумажным скотчем кусок пенополистирола, который будет каркасом для пластилиновой формы, взялся за скульптурную работу… и тут же всё отложил.
Для лучшего понимания объёма я решил изучить фото настоящих крысиных черепов. Стало очевидно, что крысиный череп не очень похож на крысу и ещё меньше похож на мой эскиз. Там скорее крыса, похожая на череп. Пришлось продумывать, какие части нужно взять от крысиного черепа, какие от человеческого (да-да, именно они придают маске узнаваемый образ смерти), а какие собственно от крысы.
Я опять взялся за пластилин, и через 2 часа пластилиновая модель версии 1.0 была готова.
Поиск «крысиности»
Оказалось, что со скульптурой у меня всё не безнадёжно, хотя надо многому учиться. Когда радость от осознания этого факта прошла, я пришел к выводу, что всё не так радужно. Модель была больше похожа на Анубиса, чем на крысу. Я расстроился и поехал домой, решив, что утро вечера мудренее.
В метро я ещё раз изучил картинки с крысиными черепами, мордами и всем остальным, чтобы уловить суть «крысиности». И уловил.
На следующий день я удалил половину нижней челюсти и нос, подрезал основу и принялся осуществлять то, что осознал вчера. Всё дело в скошенной мордочке. Как только я укоротил нижнюю челюсть и задал зубам правильный угол, стало довольно похоже. Теперь можно было машировать.
Изготовление папье-маше
Я не очень представлял, сколько бумаги уйдёт, и купил 10 пачек салфеток. Вскипятил воду, нарубил на гильотинке полторы пачки (в итоге ушло только половина массы), засыпал всё в кипяток и принялся взбивать, как видел в ролике. Надо ли говорить, что никогда ничто не идёт так, как показано в ютубе?! У дамы на видео получалась однородная масса вроде «бумажного смузи», у меня же скорее манка с комочками. Салфетки отказывались растворяться, и я перешёл к плану «Б». Я выбрал самые крупные комки и решил, что лучше уже не будет. Отжав и добавив клея, я получил довольно пластичную массу и перестал переживать из-за комочков.
Облеплять модель массой папье-маше не особо увлекательно, описывать не буду. Заняло это часа два.
Обработка черепа
Когда всё было готово, маска отправилась на просушку. Ставить к батарее или обогревателю я не стал, опасаясь, что пластилин потечёт. Вместо этого воспользовался вентилятором. Через сутки маска высохла, я снял её с бутылки, и… опять убедился, что ничто никогда не идет, как на видео. У барышни в ролике пластилин вынимался лёгкими движениями изящных пальчиков, мне же пришлось выковыривать его всеми подручными средствами, и всё равно на стенках осталось немало. Но то, что вызывало опасения вчера, оказалось на руку сегодня. Прогрев остатки пластилина феном, я просто стёр его тряпкой. Итак, я имел почти готовый, но покрытый оспинами, бумажный череп. Подрезав лишнее, я взялся за шпатлёвку, и через полчаса всё было гладенько обмазано. Оставил на полчаса просохнуть, затем отшлифовал, и настало время заняться зубами.
протезирование
Ещё на этапе маширования я отказался от изготовления передних резцов из папье-маше сразу с маской, ибо получалось не очень. И тут на сцену выходит «незаменимый в домашней аптечке» © Эпоксилин, ну или любой другой эпоксидный двухкомпонентный пластилин. В общем, с привычным материалом на зубы ушли считанные минуты. Оставалось дождаться, когда он затвердеет. Дабы не терять времени, я взялся за электронную часть. Да-да, у Пратчетта чётко сказано про «голубые искорки в глазницах». Для этой цели я купил SMD светодиоды 2×3 мм. Теперь предстояло их паять вручную. Меня сложно назвать гуру радиоэлектроники, поэтому процесс занял больше получаса и стоил жизни паре светодиодов. С кнопкой и батарейным отсеком было гораздо проще. Пока я забарывал всё это великолепие, зубы затвердели, и я взялся за покраску. Для начала, чёрным спреем прокрасил глазницы и внутреннюю часть маски. Затем загрунтовал лицевую сторону белым акрилом и, когда тот подсох, аккуратно продул спреем цвета слоновой кости. Прописывать полутона и нюансы я доверил Клюкве как профессиональному художнику.
Последний штрих
Итак, маска расписана и вроде всё готово к финальной сборке, но не покидает ощущение, что я упустил что-то важное. Усы! Я совсем забыл про усы, а без них никак. Вечеринка уже завтра, на часах 11 вечера, а толстой лески, из которой я изначально хотел делать усы, у меня нет. Назревает паника, и уже в который раз меня спасает Ира словами «У меня по пути есть рыболовный магазин, и я завтра куплю леску».
Поскольку предыдущая ночь и большая часть дня у меня были заняты монтажом вечеринки, финальная сборка маски происходила тогда, когда праздник официально уже начался. Оставалось поставить на место диоды, заклеить черной вуалью смотровую часть глазниц, прикрепить ремни для фиксации на голове (для этого использовал ремешки от пылевого респиратора, коих у нас в мастерской скопилось множество), прикрыть затылок черной тканью и, конечно же, сделать усы. Все это заняло порядка получаса и, когда вечеринка начинала набирать обороты, я был готов!