«Ратоборцы» устраивали Масленицы, когда они были ещё не агентством, а юными задорными энтузиастами в нелепых костюмах. Первая «ратоборская» Масленица прошла в Кузьминском парке в 2000 году. С тех пор каждый год мы встречаем весну с москвичами. На «масленичном» пути были и неудачи, и прорывы, опыт накопился огромный. Апофеозом стала Масленица–2015 на ВДНХ с десятками ряженых, кучей реквизита, игр, музыки и разудалого веселья.
— ТАЙНЫЙ ФЕТИШ «РАТОБОРЦЕВ»
В этом году «Ратоборцы» участвовали в организации Масленицы в Саду Эрмитаж, но некоторым сотрудникам удалось посетить ещё десять гуляний: на ВДНХ, Поклонной Горе, в Лианозовском и Гончаровском парках, Саду им. Баумана, музее-заповеднике «Коломенское», парках «Красная Пресня», «Садовники» и «50-летия Октября», а также Бакшевскую масленицу в глухих лесах под Сергиевым Посадом. Где-то много народу (ВДНХ, Парк Горького), где-то совсем мало, но, по ощущениям, посетители везде довольны происходящим, облепляют точки активности и с радостью участвуют в игрищах. Народу нравится — значит, устроители Маслениц в этом году нашли свою аудиторию.
А мы расскажем об упомянутых Масленицах с точки зрения организаторов, радеющих за традиции русского весеннего разгула.
ОБЗОР МАСЛЕНИЦ–2016
Активности
В этом году аниматоров и развлечений везде очень мало, они теряются в людских массах (ВДНХ, Парк Горького). Реконструкторы выставляют традиционные оружейные стойки, нехитрые ремесленные мастер-классы, бои на тямбарах и стандартные показухи, не изменившиеся за последние 15 лет (Лианозово, ВДНХ). Везде популярно плетение из соломы.
В Гончаровском парке играют в килу — русское регби с мордобоем — и продвигают этноспорт: борьбу за вороток, перетягивание палки, казачий бой на шестах и прочие молодецкие забавы. Выглядит неплохо, этакая гремучая смесь этнографии и борьбы за ЗОЖ. Для детей команда «Играй город» водит хороводы с песнями и потешками. В плане костюмов и отжига отличаются скоморохи из «Окрутников», они замечены и на ВДНХ.
На «Красной Пресне» нет исторической привязки, на всю площадку работают всего восемь аниматоров и ведущий. Народу совсем мало. В Саду им. Баумана обнаружен аниматор с клюшкой и пинг-понговым мячиком, изображающий «спортивный» мастер-класс, и аниматор со звонницей. Основная же масса аниматоров отрабатывает на сцене.
Костюмы
Замечены либо бессмысленные аниматорские наряды, либо чудовищная дичь а-ля рюс, из-под которой торчат джинсы, свитера и берцы. Иногда реконструкторские одёжи — историчные, но неброские, а ведь именно на Масленицу нужна яркость. С реконструкторами объяснимо — «проводы зимы» в нашем климате приходятся обычно на серьёзные морозы, а красивые зимние костюмы мало у кого есть. Поэтому утепляются чем попало, что выглядит скверно.
Со стилем «а-ля рюс» всё не так ясно. Зачем делать псевдонародные костюмы, вроде атласных сарафанов (Поклонная гора), от которых кровь сочится из глаз, если сделать этнографический или стилизованный русский костюм не намного сложнее. Положительный пример — «Бурановские бабушки» в Саду Эрмитаж.
Декорации
Либо их нет, либо дёшево выглядят, даже если задумка хорошая. В Саду им. Баумана натыканы разноцветные вертушки и развешаны ленточки над аллеей — неплохая идея. На «Красной Пресне» — флажные ленты, инсталляция у входа, черенки от лопаты с фанерой для украшения моста, сама Масленица как арт-объект. Очень понравились интерактивные скульптуры из сена на ВДНХ. Увы, их сильно портят фан-барьеры. Сравните деревянный заборчик вокруг кучи сена — незатратно, а ощущение совсем другое (фото). Хороши деревянные барьеры на площадках этноспорта в Гончаровском парке. На Поклонной всё наполнение — деревянные качели и карусели в квадрате из фан-барьеров. Масленица здесь сделана как будто из красно-жёлтых мусорных пакетов, ощущение от неё соответствующее.
Еда
Похоже, вопрос с фудкортами в Москве решён. Везде, где побывали, — хороший средний уровень. Можно отведать даже бургер с щукой — новое применение старинного рецепта. Разумеется, везде многообразные блины.
Музыка
Русскую народную музыку делают в России энтузиасты для узкого круга любителей. С популяризацией — беда. Поэтому из динамиков и со сцен по кругу льётся бесконечная «Калинка-малинка» и «Ой, мороз-мороз», украинские да новодельные «казацкие» песни, к русским народным, а тем более к масленичной тематике не имеющие отношения. И хорошо, если не в забористой поп-обработке. В этом году очевиден акцент на музыкальную часть праздника. Больше повезло Масленицам без исторической привязки: здесь играли интересную современную музыку (ВДНХ, Поклонная, Красная Пресня, Сад им. Баумана), иногда в этно-стиле. Музыканты обычно и вытягивали всё действо.
Выводы и перспективы
Масленица — русский карнавал, всенародный праздник, который веками отмечают и на улице, и в семье. Православные готовятся к Посту, язычники в сжигаемом чучеле видят богиню зимы и смерти Марену, и все радуются приходу весны и поводу погулять да подурачиться. Бэкграунд у праздника внушительный, как и потенциал.
Ратоборцы ревностно относятся к Масленице. Интерес Ратоборцев, даже их миссия, — возвращать праздникам их исконное обличие. Сейчас московские Масленицы не удовлетворяют по этому критерию ни нас, ни многих москвичей — ищущих именно аутентичности и подлинного разгула, как в «Сибирском цирюльнике».
Праздник требует пересборки
Масленица — это народные гулянья, они не требуют срежиссированных действий. Хорошо, когда инициатива идёт снизу. Вот Бакшевская масленица. Проводится с 1984 года в подмосковных лесах, целиком организуется волонтёрами. Люди сами готовят площадку, угощения, рядятся в костюмы. Это стихийные и самобытные гуляния с солидной традицией. Неудивительно, что они несравнимы по наполнению и атмосфере ни с какими «увеселительными мероприятиями». Это единственная Масленица–2016, которая безоговорочно понравилась «Ратоборцам».
Ясно куда двигаться — создавать в Москве площадку и условия для энтузиастов и людей, готовых приложить усилия, но и отпраздновать по-настоящему. Хороший пример — лихие ряженые из объединения «Окрутники», которых взяли в оборот на ВДНХ и в Гончаровском парке. Окрутники на многих отчётных фотографиях отсюда, можно подумать, что Масленица здесь из них одних и состояла. И это логично. Эти ребята — образец низовой инициативы: круто выглядят и жгут напалмом! Надеемся, и нам доведётся с ними сотрудничать.
Итак, в 2016 году мы увидели много хороших посылов и идей. Увы, обычно хромает реализация. Нужно объединить всё лучшее в большом проекте с единой концепцией — вплоть до полноценного недельного цикла по всей Москве. Идей — полно, опыт имеется. Лихим русским гуляниям — быть!