В этом году Масленица впервые празднуется очень широко. Гуляния проходили даже в столичных парках. Кроме диапазона, качественных отличий от прошлого года найти не удалось. Всё та же калинка-малинка под фанеру, павлопосадские платки и костюмы вырви-глаз. Конечно, встречались и достойные решения, а Бакшевская Масляница традиционно вне конкуренции.

Ратоборцы были плотно заняты на своей фэнтези-Масленице, но сотрудникам удалось посетить и другие: на Тверской площади, в саду Эрмитаж, в Парке Горького, на Новом Арбате, на Тверском бульваре и ВДНХ, а также Бакшевку в Подмосковье.

Традиционно Масленицу у нас принято подавать в фольклорном стиле, с отсылками к «каноническим» весенним гуляниям XIX века. Этот самый фольклорный «а-ля рюс» выражается в костюмах аниматоров и музыке — и то и другое неизменно ужасно эстетически. Отрадным исключением стала Масленица на Тверском бульваре. Умелый непошлый ведущий, отличные наряды фолк-аниматоров — от домотканых понёв южных губерний XIX в. до овчинных полушубков, яркие юбки, увлекательные рассказы про источники и смысл элементов костюма. Единственная проблема — маловато их, теряются в толпе. Музыку обеспечивал весёлый балалаечник в тулупе.

Кроме фольклорных коллективов и аниматоров, наряженных в меру безвкусицы худруков, на Масленицы принято задействовать реконструкторов. Особо популярны тут древние русичи и стрельцы. Стрельцы бились за Царство Весны у Ратоборцев, а раннесредневековые коллеги отрабатывали в саду Эрмитаж.
Ожидаемо была оружейная стойка, бои на тямбарах и мешках, лучный тир, метание топоров. Везде очереди из желающих поучаствовать. На отшибе шла торговля реконструкторскими артефактами. Увидели новую игру — с помощью верёвки поднимать деревянную загогулину с шариком и закатывать его в отверстия на большом стенде. Сделано красиво, но, увы, — мячик для гольфа совсем не вписывался в средневековую эстетику. По части реконструкторов всё было привычно и на достойном уровне.
К сожалению, музыка со сцены всё портила. Хедлайнером была группа «Добраночь» с балканским фолком и клезмером. Стоило ей отыграть, как сад Эрмитаж погрузился в попсовый ад под фанеру. Непонятно, почему не сделать музыкальную программу в единой концепции, например, балканской.

Некие светлые умы решили увязать Масленицу и отцов-основателей авангардного искусства. Вдоль мегаскамейки на пешеходной зоне стояли ларьки с фастфудом и полиграфией. На их фасадах располагались стенды с репродукциями Малевича и Кандинского, а рядом арт-объекты — стальные каркасы в человеческий рост. Москвичи спешили мимо стендов, уворачиваясь от трёхметровых истуканов, которых водили, поддерживая шестами. Это были фигуры художников начала XX в., у некоторых они вызывали желание сделать селфи.
Идея авангардной Масленицы интересна, хоть и не факт, что уместно связывать эти абсолютно разнородные понятия. В любом случае, в 2017 году это выполнено невыносимо скучно. Нужно хоть какое-то взаимодействие с гостями.

Концепция Масленицы здесь была крайне невнятна. На входе посетителей встречали аниматоры в цветастых костюмах и непонятных масках. Оказалось, они олицетворяли тотемных животных — орла (духовное начало), волка (знание), оленя (выносливость) и бизона (изобилие). Чем обусловлены такие ассоциации — нигде не объясняется. Существа приветливы и отзывчивы, а их наряды оставим на совести художника по костюмам.
Каждое существо «курировало» свою локацию: Орёл — сцену, Бизон — ярмарку, Волк — мастер-классы, Олень — спортплощадку. Веселее всего было именно у Оленя: сноуборд, проверка силы удара, катание на одноколесном велосипеде, квест-ориентирование.
Сделано всё неплохо, но резало глаз навязчивое и гипертрофированное брендирование каждой площадки.

Тут устроили детский спортивный праздник. Здесь играли в баскетбол, футбол, крокет, прыгали на батуте и лазили по маленькому панда-парку. Успехом пользовался огромный музыкальный инструмент — железные трубы, по которым стучали молотком.
Арт-объектами были гигантские дымковские игрушки, из которых сделаны качели и карусели. Как семейное развлечение площадка интересна, но непонятно, как она связана с Масленицей.

Здесь был праздник живота: более 20 шале с бесчисленными видами блинов, вафель, глинтвейна и прочих яств. Видимо, сюда приезжали любители покушать — традиционных гуляний тут не наблюдалось. Разве что яркий «парад Солнца» на катке. Главным арт-объектом были 95 огромных флюгеров.

Завершим обзор замечательными, поистине народными гуляниями. Проходят они не в городе, а в лесу. Место проведения Бакшевской Масляницы держится в секрете до последнего, устроители и гости — в основном из Москвы и Подмосковья. В этом году дорога из Москвы заняла чуть больше двух часов.
Бакшевку целиком делают добровольцы. За 33 года проведения сформировался узнаваемый облик и обычаи. Программа почти не поменялась, она довольно короткая и из года в год повторяется.
Гости здесь развлекают себя сами. И они с этим отлично справляются — кулачные бои, хороводы, бесчисленные игры от традиционного «мордоворота» до волейбола. Развлечений хватает на целый день: масленичный столб, горки, лабиринты, качели, карусель и просто снежные скульптуры разной степени фэнтезийности. В этом году слепили даже Ждуна, тренды не проходят мимо.
Снежный городок велик и хорош собой. Его крепость штурмуют суровые мужики и отчаянные мальчишки, а потом она становится главным местом для селфи. Вторая достопримечательность — «блинная крепость», оборудованная мангалами, котелками и сковородками. Тут любой может напечь блинов и вскипятить чаю.

Вопреки расхожему заблуждению, Бакшевку делают не реконструкторы. Её придумали в 1984 году энтузиасты из реставраторов архитектурных памятников. Гости приезжают в самодельных костюмах разной степени комичности. В этом году встретились Змей Горыныч о трёх головах, одноглазое Лихо, медведь, тигр, красный бык, всевозможные казаки, скоморохи, окрутники и румяные девушки в пёстрых сарафанах. Были и реконструкторы — «цыганки» начала XX века.

В лесу на Масленицу прекрасно! Чистый снег хрустит под ногами, пока москвичи месят серую жижу. Может, только здесь и имеет смысл этот праздник?