Для тех, кто пропустил, здесь опубликована первая часть путешествия в Англию.
После осмотра достопримечательностей Уорика двинули в Кенилворт. К месту сбора мне было велено явиться в 16.00. Приехал как раз к тому моменту, когда закончили монтировать ристалище. Познакомился с маршалом и другими участниками турнира, с коноводами и оруженосцами. Пока то да се — наступил вечер, я заселился в гостиницу, после чего выдвинулся в местный паб, где изрядно наладил международные отношения.
И вот наступило утро субботы, то бишь первый день турнира.
Прежде чем перейти к подробному описанию мероприятия, скажу пару слов о погоде.
С того момента, как мы выгрузились с парома, знаменитая английская погода не давала расслабиться ни на минуту. Я тут увидел, наверное, все виды дождя: занудный моросящий, грибной, внезапный дождь на 3 минуты, ливень, ужасный ливень и, под конец, дождь с градом (градины были размером с хорошую горошину). Причём тут как оно устроено? Встаешь с утра — за окном дождь. Через час — солнце жарит так, что раздеваешься до майки. Но через 10 минут — снова дождь, уже другого типа. Потом опять солнце на 10 минут, и опять дождь. И так каждый день. Я робко надеялся, что к выходным всё прольется, но нет.
День начался с общей тренировки в 8.30 утра. Была возможность пристреляться к площадке, поездить с копьем.
Схема здесь такая: барьер есть только посередине, контр-барьеров нет. Институт заводящих тут тоже не предусмотрен. В концах барьера стоит по одному помощнику, который принимает копья у всадников, и по двое ребят, которые подают копья. Бросать копье нельзя — здесь за это не штрафуют, но это не комильфо.
Боевую задачу сформулировал для себя так: нужно постараться достойно выступить в таких, прямо скажем, непростых условиях. В чём заключается сложность? Во-первых, незнакомая, да ещё и молодая (лошади тяжёлых кровей в Европе заезжаются позже, чем у нас) и неопытная лошадь. Впрочем, забегая вперёд, скажу, что Петя оказался вполне ничего, жить можно. Всяко лучше, чем в прошлый раз, в Америке.
Во-вторых, непривычная схема турнира. Дома-то, с лучшими в мире пензенскими заводящими, да с контр-барьером сражаться одно удовольствие. А тут уже надо напрягаться.
В-третьих, как-то я волнуюсь на иностранных турнирах. Не всё понимаю, что говорят, особенно в шлеме. Приходится напрягать мозги лишний раз, от этого тоже устаешь.
В-четвертых, погода. Такого мокрого турнира в моей карьере ещё не было.
Непосредственно турнир начался в 11.00 с мероприятия, которое я для себя назвал «по улицам слона водили». Это вроде как автограф-сессия и представление участников, но не только стоя на месте, а ещё и перемещаясь пешком по замку. Автограф-сессию надо внедрять на «Турнире святого Георгия», людям это нравится, да и рыцарям полезно для раскрутки, но без ходьбы — перед турниром это лишний напряг.
Потом вернулись на поле, где для рыцарей были установлены два шатра, одели доспехи, сели верхом и поехали воевать.
На данном турнире все участники, которых было всего четверо, выступали под псевдонимами. Я был «рыцарь Востока», мне даже выдали попону и щит соответствующих цветов. Каждому предстояло сражаться с каждым по два раза, а в конце каждого блока двое рыцарей, набравшие наибольшее количество очков, проводили ещё один бой.
Очки начислялись следующим образом: за копьё, сломанное об голову противника, давали 5 очков. За копьё, сломанное о щит — 3. Если копьё ломалось от удара в корпус противника (выше пояса) — 2 очка. Если копьё не было сломано, то попадание не засчитывалось. За баррикадирование (когда всадник ставит копье поперек курса противника и ломает его таким образом) очков не давали, выносили предупреждение. Касание копьем барьера аннулировало результат курса (единожды мне так не засчитали 3 очка).
Интересно, что после каждого курса всадники возвращаются к своему месту старта. Таким образом, своих оруженосцев не нужно ставить в оба конца барьера, т. к. рыцарь всегда стартует с одной точки. Кроме того, пока шагом возвращаешься к месту старта, можно немного успокоить лошадь. За счёт этих хождений время каждого отдельного поединка несколько увеличивается, но всадник устает меньше. Возможно, попробуем такую схему на «Турнире святого Георгия — 2017».
Других дисциплин, кроме джостинга, на этом турнире не было. По результатам первого раунда я был второй, а первой была Ники Вильямс. Но ни финального поединка двух лидеров, ни второго раунда не случилось. Как я уже говорил, дождь шёл всё время, с перерывами в 10–15 минут. В середине дня зарядил град. Таким образом, и без того мокрая и скользкая с самого утра поляна превратилась в хлюпающее болото. Организаторы приняли решение не продолжать текущий и отменить следующий раунд, опасаясь за лошадей.
О лошадях. Всего на турнире было 7 лошадей: 4 под рыцарями, 3 под судьями. Картинка красивая, слов нет. Конные судьи очень нужны, обязательно вернёмся к этому. К тому же это полезно для подготовки лошадей: молодые или новые лошади сначала смотрят на турнир с «судейских» мест, присматриваются, а потом уже идут воевать.
Один участник и один судья привезли своих лошадей, остальных коней дал Доминик. Из семерых — только одна кобыла, все остальные жеребцы или мерины.
В первый день мой Петя сначала немного нервничал: отказывался стоять на месте, не хотел тормозить после проскачки. Но потом то ли пообвыкся, то ли устал скакать под дождём, в общем, стало попроще. Да и железо у Пети было с рычагами сантиметров 20, так что средство внушения имелось. Шпор Петя не признавал вовсе. На шпору стабильно включал задний ход и начинал прыгать. Но я это понял еще на первой тренировке, так что шпорами не пользовался.
А вот во второй день Петя уже явно устал и, начиная с середины воскресного раунда, стал тормозить на проскачке, пытаться закинуться от скачущей навстречу лошади. В отсутствие шпор приходилось пинать Петра, прикладывая нечеловеческие усилия. Кое-как доехали до завершения.
В остальном Петр был молодец. Немного сторонился барьера, так что было не очень удобно целиться, но прямую держал как мог. Думаю, если немного поработать, у Доминика будет ещё один отличный боевой конь.
Сначала был план наверстать всё в воскресенье. Однако поляна так и осталась болотом. Организаторы даже спешно перенесли барьер чуть выше по склону, но сильно ситуацию это не улучшило. Поэтому опять решили ограничить всё дело одним раундом джостинга. Правда, в этот раз посшибаться удалось по полной программе и без дождя. Дождь начался, когда мы уже закончили. По результатам круга в финал вышел я и Мартин Смит. В финале я выиграл у Мартина с перевесом в 3 очка.
Оказалось, что, как и на турнире Феникса, за меня пришли поболеть соотечественники, в количестве 6 человек. Они нашли меня после турнира, было очень приятно.
Вообще, публика здесь подобралась хорошая, а ещё — настоящих англичан дождь, видимо, не пугает совсем, ибо оба дня народу было очень прилично.
В целом, своим выступлением остался доволен. Конечно, всегда есть вещи, которые хотелось бы поправить, но уже в другой раз. Погода, мягко говоря, внесла свои коррективы. За два дня этого турнира я воевал и устал меньше, чем за полдня на «Турнире св. Георгия». Но ничего не поделаешь — над погодой никто не властен. Да и в целом, бальсовый джостинг — он больше про точность, про управление конём, так что особого накала спортивной ярости я и не ждал. За спортом надо на «Турнире св. Георгия» ехать. А вот то, что познакомился с новыми людьми, «приценился» к новым противникам — это действительно ценно. С некоторыми, похоже, в следующий раз увижусь в Дании. Ну и выбираться из привычных домашних условий — тоже нужно: для поддержания боеготовности.
С организационной точки зрения — тоже съездил не зря. Турнир хоть и маленький, но организован по уму. Видно, что люди своё дело любят, как что делать — знают. Встречаются уже не первый раз — это точно. Кое-чего подсмотрел нового, но, в целом, убедился, что наш путь — правильный. Будем шлифовать детали и делать дальше ещё лучше.
В понедельник совершил бросок в город Линкольн, где компактно расположены замок и собор. Собор — моё почтение. Иные готические соборы строились по 300 и более лет. Вот, например, знакомый многим собор св. Вита в Праге достраивали ещё в начале XX века, а вот в собор города Линкольна последние изменения внесли аж в 1311 году. Чистейшей воды Cредневековье. Размеры поражают воображение. Это еще в XVI веке у него шпиль обвалился, а так, с момента своего создания и до случая со шпилем, это было самое высокое здание на планете. Замок в Линкольне тоже ничего, но после собора уже как-то не сильно впечатляет.
Из Линкольна рванул в замок Бальсовер. По конной части там сохранился интересный манеж XVII века, в котором Доминик летом, по выходным (когда нет турниров), катает шоу по XVII веку. Смотрится красиво, я на видео посмотрел. Надо бы и у нас поработать над внедрением высшей школы в реконструкцию, уж больно всё это нарядно смотрится.
Вечером вернулся в Садборо, хозяева устроили прощальный ужин, и на утро мы легли на курс домой, посетив, впрочем, ещё несколько мест.
В Дувре, перед посадкой на паром, успели совершить забег по прилагающемуся национальному парку. Показывали знаменитые белые скалы. Погода была паршивая, дождь и порывистый ветер, поэтому красотами удалось насладиться в полном одиночестве.
Ночью погрузились на паром.
А на следующий день, заложив изрядный крюк, мы прибыли в ещё одно место, обязательное для посещения интересующимся реконструкцией Cредневековья — в замок Геделон.
Геделон — это реконструкция с большой буквы «Р». Граждане уже с десяток лет строят настоящий средневековый замок, используя материалы и технологии XIII века. Лес, камень, песок и глину берут здесь же — всё наглядно показано. Стройка идёт неспешно. Собственно, торопиться некуда — туристы едут посмотреть именно на стройку, ведь просто замков в округе и так хватает. Помимо строительства показывают много чего по сопутствующим ремеслам. Были замечены: кузница, плотницкая мастерская, каменотёсы, корзиночная, канатная мастерская, кухня, красильня, мастерская по изготовлению плитки и черепицы. Персонал дружелюбный, сами зазывают, стремятся всё показать и рассказать, вот только я по-французски не понимаю. Но, как человек интересующийся, почти всё понял и без пояснений. К тому же, незадолго перед поездкой я в очередной раз пересмотрел фильм про замок (всем рекомендую).. Было очень интересно оценить, насколько продвинулась стройка с момента создания фильма по сегодняшний день.
Кое-что из опыта строителей Геделона мы уже переняли и использовали на Крымфесте—2015, когда строили на площадке XV века подъёмный кран. А теперь я подсмотрел ещё много интересного, что можно воплотить в жизнь. В общем, получил изрядный заряд вдохновения.
В завершение я посетил ещё одного старого знакомого, благо что было совсем по пути. На один день заехал к Арне Коетсу. Он давно звал в гости, ещё когда жил в Бюккебурге, но всё было некогда, хотя посмотреть тамошнюю школу верховой езды очень хотелось.
Но в начале этого года Арне переехал в деревеньку Лаухрёден, где купил себе дом XVI века с участком и живёт там вместе с двумя своими лошадьми.
Приятно было навестить товарища, интересно посмотреть на дом. Но самое ценное — это возможность потренироваться с Арне, поездить на его лошадях.
Что могу сказать? Ощущения космические. У Арне два жеребца, Максимилиан и Султан. Соловый Султан — конь для джостинга, в прошлом участник боя быков, серый Максимилиан, любимец хозяина, конь для меле, способный выполнять сложные фигуры высшей школы. Первый попроще, а второй — я на таких лошадях никогда не ездил. Теперь слова «чувствительная лошадь» имеют для меня совершенно особенное значение. Конь «слышит» абсолютно любые движения всадника. Малейшее движение пальцев рук, ноги или ничтожное изменение положения корпуса моментально меняют движения лошади. Честно скажу — настолько тонко управлять лошадью я просто не умею, привык к совершенно другому. Наглядно увидел, каким грозным оружием в бою будет такой конь в руках умелого всадника.
Хорошо, что впереди ещё столько всего интересного, чему можно научиться, хорошо, что, пусть не часто, но есть возможность тренироваться с такими людьми, как Арне и такими лошадьми, как его Максимилиан.
Провели у Арне день. Вечером посидели, поговорили о будущем. Утром я стартовал в Москву, а Арне — на турнир в Данию. Ну а мой турнир в Дании будет через месяц. Надеюсь, что и та поездка окажется такой же богатой на события и полезности.