Русская зима! Мало мероприятий для реконструкторов проводят в это экстремальное время года. Тем
привлекательнее ежегодный Рождественский турнир, которым команда Турнира святого Георгия во главе с Дмитрием Савченко традиционно отмечает начало года.

В этом году турнир собрал 47 участников из разных городов России и ближнего зарубежья. Каждый из них был одет по европейской моде 15-го века в соответствии со своими рангом и сословием.

«Для участников турнир начинается задолго до фактического старта, — рассказывает костюмер „Ратоборцев“ Анастасия Леоневская. — Нужно подготовить и утеплить свою реконструкцию. Это возможность прокачать свой комплект и сделать классные зимние теплые вещи… И если заранее не подготовишься, то в минус двадцать (в этом году, правда, всего -5,-7), — тебе хана».

Два дня рыцари состязались в конных сшибках, меле и пешем турнире в тяжелом доспехе.

К перечисленным забавам уже второй год добавляются Охотничьи состязания, проводящиеся по инициативе Елизаветы Рыловой: «Это достаточно свежая тема, по крайней мере, для отечественных реконструкторов. Мы пытаемся восстановить практики охоты, используя макеты животных. Это позволяет познакомиться на практике с различными видами оружия, которое использовалось в Средние века, а также спецификой историчной верховой езды».

«Реалии позднего Средневековья таковы, что женщины ездили верхом не так часто, как мужчины. Охота — один из немногих случаев, когда женщина в седле оправдана с точки зрения историчности. На мой взгляд, тема историчной охоты приобрела такую популярность благодаря тому, что она позволяет принять участие в верховой программе широкому кругу публики, включая женщин, которые могут совершенствовать навыки верховой езды в рамках подготовки к охотничьим состязаниям, и начинающих всадников, которые ещё не готовы выйти в меле или джостинг, но уже хотели бы попрактиковаться с оружием», — говорит Елизавета.

Всего в охотничьих играх приняли участие 4 человека. Победу одержал юрист «Ратоборцев» Юрий Галилов.

По общему итогу состязаний во всех номинациях турнира победителем вышел хозяин мероприятия, опытный турнирщик Дмитрий Савченко.

«Особенность турнира в том, что это, по сути, эдакий внутренний корпоратив турнирной команды. Мы собираемся для себя, делаем всё на свои взносы», — рассказал он.

По завершении боевой части турнира участников ждал большой Рождественский пир!
За общим церемониалом, правильной очередностью смены блюд и культурно-развлекательной частью следил специальный распорядитель.

К столу было подано 12 блюд. По словам организатора пира Ксении Галиловой, это число не случайно: «Согласно моей концепции, всё здесь было так или иначе связано с образом Христа. Двенадцать блюд по числу апостолов. Пять напитков — по числу мудрых дев. Три антреме (блюд-украшений, призванных развлечь гостей) — в честь трех волхвов. Три блюда на десерт в честь Троицы.
Символика чисел тут — моё изобретение, так как письменных упоминаний об использовании именно аналогичных символов не сохранилось. Однако, весь церемониал пиров в 15 века пронизан символизмом — например, знаменитый Пир Фазана. Поэтому, как мне кажется, у нас получилось очень в духе настоящих средневековых пиров».

Чем кормили гостей и участников турнира?
«В Рождество, конечно, все старались поставить на стол что-нибудь исключительное, особенно ценное, — продолжает рассказ Ксения. — Поэтому мы подавали три типа вина со специями — два пимента (по обычному рецепту и с лавандой), гипокрас, красное и белое вино. Кроме того, подавали гранатовый сок для тех, кто не пьёт алкоголь.
На десерт подавали сливочный пудинг из лепестков роз с розовой водой, орешками и засахаренными фиалками — наша „находка“ этого года, которую нужно обязательно повторить еще раз. Также подавали марципаны в настоящей позолоте и, конечно, традиционные вафли с заварным кремом с ягодами».

«Существует некоторое количество списков блюд, подававшихся на праздничных и повседневных обедах знати (первое, что приходит в голову, это списки в книге Le Menagier de Paris («Парижский домохозяин») конца 1390-х годов или списки блюд, подававшихся Линчёпингскому епископу Хансу Браску в начале 16 века). Эти списки позволяют нам оценить размах и масштаб трапез, количество подач и конкретные блюда. Но в данном случае мы собрали различные рецепты из довольно обширного числа кулинарных книг. В целом, даже нельзя сказать, что информацию собирали „по крупицам“, так как рецептов на наш период сохранилось действительно много, а интернет и популярность экзотических ингредиентов позволяют приобрести почти все, что необходимо для приготовления этих блюд. Так, например, специально для банкета мы покупали засахаренные фиалки, порошок сандала, длинный перец, перец кубеб, галангал, райские зёрна, розовую воду, настоящую оленину», — делится секретами роскошного стола Ксения.

«Рождественский ужин знаменует завершение периода поста, поэтому мы, как правило, включаем в него только мясные блюда, чтобы подчеркнуть особенность и по-настоящему праздничный характер трапезы. Подавали: свинину (в нескольких видах — голова, целый поросёнок, в пирогах и мясных шариках-помдорах), курятину, гусей, оленину (в пирогах и паштете), крольчатину, перепёлок. Итого выходит 6 видов мяса. В килограммах даже считать страшно», — говорит Ксения.

«В этом году у нас было три блюда-развлечения, или антреме, — по одному в конце каждого курса (перемены блюд). Первое антреме — это традиционное английское рождественское блюдо — запеченная кабанья голова. Нашему кабанчику мы позолотили пятачок, украсили его розмарином, зёрнами граната и гербами рыцарей-участников. Голову подавали под английскую рождественскую песню 15 в. — „Boar’s head“. Вторым антреме были гуси в глазури, фаршированные перепелками (которые тоже были фаршированы). Гусь также являлся традиционным рождественским блюдом, например, в Англии и в Швеции (в данном случае, рецепт взяли как раз шведский). Третье антреме — это Сэр Петух верхом на Поросёнке, извергающем пламя (зажаренный цыпленок в шёлковом плаще с вылепленными из теста шлемом, щитом и копьем, сидящий на запеченном поросенке. В пасти у поросенка горит пламя). Последнее блюдо — изобретение европейских коллег, подсмотренное на одном из фестивалей, которое было весьма в духе традиционных средневековых блюд (например, пироги-замки с фигурками защитников на стенах, тюдоровские наполовину свинки, наполовину птички и так далее)».

Роскошные яства — не единственное развлечение гостей на Рождественском пиру. Во время банкета звучала прекрасная музыка от ансамбля Ensemble Alcántar, исполняющего «академическую» средневековую музыку.

«Ежегодно энтузиастами театра „Мистерион“ разыгрываются пьесы на средневековые сюжеты. Этот год не стал исключением, и мы с удовольствием посмотрели пьесу, повествующую о борьбе с грехами. Кроме того, последние несколько лет во время банкета устраивают танцы. А ещё выбирают Бобового Короля (в одном из пирогов мы запекаем хлебный боб, а нашедший его получает почет, уважение и небольшой сувенир). Также, по прекрасной традиции, последние 3 года устроители организовывают обмен подарками вслепую: каждый приносит небольшой подарок и кладет его в большую корзину, а распорядитель турнира раздает подарки в случайном порядке», — завершила свой рассказ Ксения.

Восьмой Рождественский Турнир удался на славу! От этого вдвойне жаль, что проект закрывается. Возможно, через несколько лет турнир возобновится или перерастет в новый, не менее интересный и атмосферный творческо-исторический проект.
А пока рыцарь-устроитель Дмитрий Савченко решил сосредоточиться на Турнире святого Георгия, который пройдет в Коломенском этой весной.
Приходите прикоснутся к прошлому!