В Парижах есть, что посмотреть! У нас было два дня и две ночи — мало, как ни крути. Согласно шагомеру Ксении,
в день мы нарезали пешком около 20 километров.

У всех был свой план. Арку и Башню посмотрели вместе. Потом Музей Армии. Оттуда чета Соболевых выдвинулась на фабрику гобеленов, имея конечной целью наступления Монмартр. Остальные прорывались в Латинский квартал, дефилируя вдоль Сены, с заходом в Нотр-Дам, где по счастливой случайности давали бесплатный органный концерт. В середине этого марша экипаж вынужден был разбить бивуак в одном из парижских парков, с целью пожирания французских санкционных сыров с винишком.
В середине этого марша экипаж вынужден был разбить бивуак в одном из парижских парков, с целью пожирания французских санкционных сыров и распития винишка.
Вечером мы с Настей и Ксенией, скрепя сердце, выковыряли из карманов последние гроши и обобщили всё это дело дюжиной устриц, чисто ради атмосферы.
Вместо 12 заказанных нам принесли 15 за те же деньги. Приятно.

Ранним утром мы позавтракали круассанами в кафешке напротив и выдвинулись на барахолку.
Если коротко, то не впечатлило. В Праге рыночек понравился мне куда больше.
Но всё равно удалось прикупить знатный котелок, за который я торговался, как лев.
По пути заглянули на местный «черкизон», где загорелые французы продают африканские поделки,
Абибас и краденные айфоны.
Весьма познавательно, доложу я вам.
После такого погружения душа срочно требовала прекрасного, и мы бросились в музей Клюни.

В музее Средневековья в особняке Клюни есть все о XIII–XV веках. Интересующимся к посещению обязательно.
Опять же, «Дама с единорогом».
Как я ни старался, без книг опять вырваться не удалось. Среди прочего приобрёл фолиант про средневековый
сад-огород, с источниками и картинками. Будем разбивать на Loco Cimbali историчный огородик.

После Клюни слопали национальное французское блюдо кебаб и стартовали в сторону Анже, заехав по дороге
в Версаль. У нас не было времени на подробную экскурсию, но мы решились на забег по парку. Красиво, конечно. Но почему-то именно во время нашего визита не работал ни один фонтан. Так расстроились, что даже стало жалко потраченных на билет денег. К тому же, в кассу была очередь, и именно в нашей нашлась семья иммигрантов из Ирака, которые приторно и нудно торговались с кассиром, чтобы их детей (здоровенные лбы в диапазоне 13-18 лет) пропустили бесплатно. Но кассир был кремень. Ничего не имею против Ирака, но этих уже натурально хотелось придушить. А после этого ещё и без фонтанов…
Не зашёл Версаль, одним словом.
И вот теперь мы едем на конюшню к Майклу, в деревушку Сен-Жермен ля Робер, в сторону Анже.
250 км — и мы на месте. Встретили нас хорошо. Кормили, поили. Разместили всю нашу банду. Мы тоже не с пустыми руками: привезли хозяину сувениров, а в один из вечеров девочки расстарались и приготовили русский ужин. Наварили борща и налепили пельменей. Картина маслом: теплый вечер, посконная французщина, старинная усадьба, пасутся лошадки, и тут же борщ, пельмени, полугар. Вспоминаю — и скупая слеза умиления бежит по обветренной щеке.
У Майкла крепкое хозяйство: 11 гектаров земли, 29 лошадей и домик XVII века. Тишина и пастораль. Прямо возле конюшни имеется плац и манеж, чуть ниже второй плац. Конюшня очень просторная: по центру в здание могут заехать 4 верховых, а до потолка ещё два метра останется. Работают на конюшне три человека, сам хозяин, его дама Эвелина и конюх. Ещё есть два сессионных сотрудника. Справляться помогает малая механизация. Например, отбиваются в прицеп квадроцикла, который свободно заезжает в денники. Поилки автоматические. А вот стоят лошади в денниках на соломе, отчего, на мой взгляд, там грязновато. Впрочем, с их климатом это не беда: почти всё поголовье всегда на выпасе, благо что места хватает и мухи нет даже в самую жаркую пору.

В гостях у хозяев мы пробыли почти неделею, с вечера воскресенья до утра пятницы.
Вместе с нами жили еще двое иностранных участников: австралиец Род Волкер с супругой Мишель и канадец Марк Хаммель, сам по себе.

Джентльмены оказались весёлые, особенно австралийцы. Травили разные байки, выпивали. Коротали время за игрой в средневековый бэкгамон, он же нарды.
Каждый день хозяева организовывали для нас культурную программу, от посещения местных достопримечательностей до верховой езды и прогулок.
В один день мы выезжали в поля, другой полностью посвящали тренировкам. Однажды ездили купаться на озеро неподалеку.

Ездили в средневековый городок Лаваль и деревушку Сен-Сюзан. Посетили римскую деревню. Всё очень милое и пасторальное. В Сен-Сюзане так вообще: посреди деревни стоит маленькая симпатичная мэрия, недалеко от неё в переулке музейчик. Экскурсии по музею водит сам дедушка мэр, который, как царь из мультфильма про «Вовку в Тридевятом царстве», подрабатывает экскурсоводом, чтобы не прослыть тунеядцем.

Мне предстояло ездить на двух лошадях: для skill at arms на андалузском жеребце Триумфо, а для джостинга и меле на французской кобылке Накр. С последней мы оказались знакомы, т.к. в том году я видел её в Дании — тогда на ней ездил Алан Мину.
Интересно, что Женя тоже должен был выходить на охотничьи состязания. Очки, набранные оруженосцами, шли в зачёт рыцарям.

Лошади обе хорошие. Немного переживал за Накр, ибо таскает она будь здоров! Но зато тащит строго по прямой. Чего ещё надо для джостинга?))
Работать, как это принято за рубежом, предстояло без заводящих, так что контакт с лошадью найти было особенно важно. Я очень признателен Майклу за то, что он дал гостям хороших лошадей. Видно было, что «своим» лошадки достались посложнее. Безусловно, это прибавило хозяевам чести.

В четверг вечером мы поехали всем кагалом в гости к Алану и его супруге Лауре, которые организовали приём в своём доме. И опять — милота и благорастворение.

Утром в пятницу мы выдвинулись в замок Плесси-Буре к месту проведения турнира.

Мы прибыли к месту проведения турнира, замку Плесси-Буре.
Не буду описывать его детально: об этом можно почитать в интернете. Скажу только, что он прекрасен. XV век чистой воды. Сражаться в таких декорациях одно удовольствие. Ристалище и лагерь расположены прямо на берегу окружающего замок пруда. Виды — моё почтение. Вход в замок — через полностью функционирующий подъёмный мост. Я с трудом сдерживался, чтобы не начать скулить от восторга.

На фоне этих, без шуток, потрясающих декораций нам предстояло поставить лагерь.
Погода испортилась, время от времени начинал накрапывать дождь, но мы с задачей справились быстро и дружно. Прогноз погоды не сулил ничего хорошего, поэтому остро встала необходимость поставить тент. Если для шатров у нас все стойки были с собой, то для тента надо было раздобыть палок, которых у организаторов не нашлось.
С трудом подавив в себе желание отправиться с топором в замковый парк, метнулись в Леруа Мерлен в городе Анже, где нас и застал адов ливень. Пока переждали дождь пообедали. Вернулись, поставились, дело шло к вечеру.

На вечер было установлено два мероприятия: экскурсия в Анже и церемония посвящения Марка в рыцари ордена Св. Михаила.
С Анже у нас не задалось: мы приехали поздно и замок закрылся буквально перед нашими носами. Пришлось довольствоваться общими видами снаружи, прогулкой по историческому центру и набегом на местный собор. Город большой, но мы торопились. Поэтому ощущения остались какие-то скомканные.

По возвращении мы переоделись в исторические костюмы и стали ждать, когда нас позовут на церемонию.

Об этой церемонии стоит рассказать отдельно.
Сообщество рыцарей Ордена Св Михаила, которое возглавляет Майкл Сад, насчитывает в настоящий момент 4 человека, а Марку Хамеелю из Канады предстояло стать пятым. Это такое межклубное объединение, говоря русским языком. Мужчины там очень серьёзно ко всему этому относятся, о чём нам сообщили вручая приглашение. На церемонию пускают строго ограниченный круг лиц, нас, как гостей, пустили в полном составе. Проводится действо в восхитительной небольшой часовне XV века, со свечами, витражами и всем прочим. Сначала была закрытая часть, на которую никого не пускают. Мы с прочими приглашёнными ждали во дворе замка.
Потом нас запустили и рассадили по скамьям. Началось всё с пения и чтения текстов на французском. Непонятно, но красиво. Затем торжественно ввели Марка. Выдали ему цепь и мантию, потом всякие клятвы, обнимашки и прочее. Всего, примерно, час — полтора.
Отмечать в эту ночь ничего не стали, утром надо было воевать, поэтому все очень довольные пошли спать.