В подмосковном парке «Прошлое» князь с дружиной отправились на полюдье — собирать дань с подконтрольных территорий. Сбор дани — нелёгкая задача: кто захочет отдать добро, заработанное тяжким трудом? Да и леса кишат разбойниками, которые обязательно постараются отнять добычу.

За дань бились три команды: княжеский обоз, ватага разбойников и отряд кочевников.
Дань символизировали 6 мешков с сеном, спрятанных на полигоне. За каждый мешок дани можно было получить 5 серебряных дирхемов у купца на хуторе. Это первый наш проект с экономикой. Увы, эта самая экономика пролетела как береста над Новгородом.

Всего было более 40 участников из Москвы, Подмосковья, Тулы, Санкт-Петербурга, Уфы и других регионов. Также задействовали 7 лошадей. Маршрут обоза составил 6,8 км по пересечённой местности в одну сторону.

По сюжету разбойники и степняки были врагами. Но из-за массового «дезертирства» участников за неделю до мероприятия, нам пришлось отказаться от балтского поселения и объединить команды балтов и разбойников. А также заключить перемирие между семерыми кочевниками и семерыми же разбойниками. Такой альянс имел шансы забороть дружину из 16 человек.

Большая часть маршрута обоза пролегала по полям, где ожидались атаки степной конницы. Поля имеют сложный рельеф: пригорки чередуются с пологими низинами. Сильные ветра сдувают снег с высот в низины, где скопилось до 90 см снегового покрова. Это ограничивало передвижение конников, да и лошади были не лучшего разбора. При планировании это не учли, поэтому конница потеряла смысл.

Итак, княжеский обоз отправился от хутора собирать дань. Уже через сотню метров дружину ждало первое испытание: на речке подтаял лёд — нужно строить мост. Но смекалка подсказала иное решение: поперёк речки уложили копья, на них настелили щиты. Получилась лёгкая и надёжная переправа.

Без боевых потерь дружина собрала закладки с данью. На последней точке маршрута расслабившийся обоз атаковали отряды разбойников и степняков. Бой был скоротечным и кровавым. На опушке полегла почти вся дружина, зажатая между молотом и наковальней. Из княжеских дружинников выжило только трое — они прятались в засаде. Единственный выживший печенег увёз на верном коне один мешок дани. Из разбойников выжил также один — самый хитрый и ловкий.

Опыта схваток пехоты и всадников у нас мало, правила такой боёвки туманны. Это повлекло судейские ошибки. После стычки вспыхнули споры: я тебя убил, нет не убил, а я из последних сил… Долгожданный бой принёс больше вопросов, чем адреналина.

Началась подготовка к ночёвке в январском лесу. Выход на маршрут сопровождался оттепелью до –2 °C. Снег тут же отсырел. Через час движения у пехоты ноги до бедра были мокрыми. Оказалось, что некоторые новички не взяли сменной одежды и обуви, а также оставили спальные принадлежности (войлоки, шерстяные одеяла-лижники) на хуторе, надеясь к ночи вернуться в тепло избушек.

Ильмаринен, оператор погоды, смилостивился ближе к ночи, одарив промокших викингов морозцем до –12 °C. Тут бы парням вернуться, но безвольные слабаки не ходят в зимние походы. Заготовили дрова на долгую зимнюю ночь, нарубили еловый лапник, распределили смены дежурств у огня.

По сценарию княжеский обоз должен был ночевать отдельно от лагеря разбойников. Планировались ночные нападения разбойников и кочевников. Но владельцы лошадей грели их в коневозе ночью. А разбойники, видя низкую готовность отдельных дружинников, забыли про игровую вражду и пригласили всех в гости на ночлег. Совместными усилиями за час организовали место для ночёвки обозников.

Главная забота против холоду — не околеть с голоду! Кулеш из пшёнки со свиной рулькой традиционно подгорел. Однако голод — лучшая приправа. Хит ночной кулинарии — «вода варёная», согревал и утолял жажду.

Утренняя боёвка отменилась сама собой: странно сражаться с людьми, с которыми ночью спал бок о бок на снегу. Обратная дорога бодрила студёным ветром и позёмкой. Некоторые новички, устав вязнуть в снегу по пояс, хотели бросить часть амуниции. Но закалённые товарищи помогли всё дотащить до хутора. Там ждала горячая похлёбка, фунтовые куски варёного мяса и сувенир — серебряный дирхем для каждого.