Исторический праздник «Гатчинская быль» в этом году проводился в честь трёх дат: Дня города Гатчина, которому исполняется 220 лет, 250-летней годовщины с начала строительства Гатчинского дворца и 75-ой годовщины начала Великой Отечественной войны. Поэтому основными темами праздника стали XVIII век и 40-е годы XX века.

На плацу, где императоры принимали парады и любовались строевыми тренировками, гости увидели необычайное зрелище. Под сопровождение духового оркестра выступили придворные факелоносцы, а затем отборные воины из Павловских кавалергардов показали экзерцицию — строевую подготовку и упражнения с ружьями.
Затем началось небывалое действо — кавалькада, или карусель. Эти грандиозные представления XVIII–XIX веков изображали на картинах, о них писали в мемуарах.
Первая карусель в России состоялась в 1766 году, в том же году был основан Гатчинский дворец. Первый владелец дворца, граф Орлов, участвовал и в той самой «Великой карусели». В честь этого события гатчинскую кавалькаду открыл всадник в костюме римского стиля — копии карусельного наряда Орлова. За ним вылетела графиня Шереметева в образе богини войны Беллоны. Во время каруселей участники изображали события разных эпох и народов в романтической интерпретации. Далее на плац выехал государь Николай I с супругой Александрой Федоровной. Они показали «средневековую» карусель во славу рыцарских добродетелей, ведь Николая I называли «рыцарем на троне».

Под оперные арии по плацу пошли процессии танцовщиц, исполняя балет с цветными лентами, флагами, вымпелами и веерами из павлиньих перьев. На турнирной части кавалькады всадники в шлемах с белыми плюмажами продемонстрировали символическое состязание, а император Николай поднял на мече венок белых роз и вручил его царственной супруге. Матушка-императрица Екатерина Великая в мундирном платье показала великолепную выездку и приняла парад лейб-гвардейцев Кавалергардского, Драгунского и Гусарского полков.

После конного представления пришло время танцев: пары в мундирах и бальных платьях XVIII века закружились на плацу в мазурках, полонезах и экосезах.
Карусель закончилась красивой аллегорией — всадники взялись за длинные цветные ленты и пошли вокруг высокого шеста. Это символ движения солнца, ведь «карусель» в переводе с итальянского означает «солнечная колесница». А для праздника это означало и движение колеса истории. Оно сделало оборот, и Гатчина получила собственную карусель, которая была задумана еще Павлом I, но состоялась только сейчас. Это важная веха и для «Ратоборцев», ведь мы освоили новую эпоху и готовы устраивать фестивали по XVIII веку. Особо удачно они будут смотреться в парках и дворцах, коих в обеих столицах немало.

После кавалькады гости праздника разошлись по историческим площадкам на плацу и в парке. Перед дворцом расположилась выставка нарядов высшей аристократии XVIII века. Это костюмы, воссозданные по картинам из Эрмитажа и Русского музея. Коллекция включала платья графини Шереметевой и графа Орлова, наряды прусского короля Фридриха II и будущей императрицы Екатерины Великой.
Петровские солдаты из Олонецкого полка выставили артиллерийскую батарею и палили из пушек на радость детям и взрослым. В лагере павловских солдат гости ходили строем и кололи штыком мешок с соломой, а по соседству играли в старинные игры: кубари, рюхи, лапту. На площадке, посвящённой войне 1812 года, можно было сфотографироваться у пушки «Единорог», устроить сражение в миниатюре на песочной панораме, послушать гусарские баллады, поиграть в серсо и крикет. Локация Первой мировой войны представила броневик «Суворов», трёхдюймовую пушку, танк Рено, копии французского и немецкого ретро-самолетов.

Во второй день на площадке Приоратского парка воссоздали знаменитое сражение у п. Войсковицы. 20 августа 1941 года танковая рота старшего лейтенанта Зиновия Колобанова уничтожила 43 танка, причем экипаж тяжелого танка КВ-1, которым командовал сам Колобанов, подбил из засады 22 танка. Гости «Гатчинской были» увидели основные моменты легендарного сражения.

Представление началось с отступления советских пехотинцев, которые залегли в кустарнике, приготовив к бою винтовки-мосинки и противотанковые ружья. Танк КВ-1, поднятый со дна Невы и отреставрированный, занял позицию. Немецкие мотоциклисты-разведчики не заметили засады, и по дороге на Красногвадейск (как тогда называлась Гатчина) двинулась колонна врага: самоходка Stug, танки Т-2 и Т-4 в сопровождении пехоты. Загрохотали пушки, поле боя покрылось дымом. Как и в бою у Войсковиц, был выбит головной танк, и вся колонна попала в ловушку. Красноармейцы пошли в атаку, стреляя во вражескую пехоту и разбивая оптику у обездвиженных танков. Подоспевшее на грузовике Опель-Блиц подкрепление помогло немцам контратаковать, по советским танкам начался артобстрел. Санитары едва успевали оттаскивать раненых, по полю боя сновал военкорр газеты «Известия». Исход боя решила отчаянная штыковая атака красноармейцев, остановившая немецкое наступление. Путь на Ленинград через Гатчину был перекрыт для врага.
Когда сражение закончилось, героев Великой Отечественной почтили минутой молчания и воинским салютом. А гости фестиваля пошли фотографироваться с могучим КВ-1, «боевым монстром», как его прозвали немцы.

Близ поля боя раскинулся лагерь советских войск и выставка военной техники. Суровые механики в черных армейских комбинезонах чинили танки Т-34 и Т-60, дети облепили зенитную установку, гости фотографировались на фоне грузовиков ЗИС, легендарной «полуторки» ГАЗ и батареи артиллерийских орудий. Солдаты пели под гармонь военные песни и угощали посетителей кашей из полевой кухни. Советские связисты показывали фронтовые телефоны и радиостанции, в госпитале Красной армии медсестры давали мастер-класс по накладыванию повязок, на выставке «Оружие победы» посетители осваивали массо-габаритные модели стрелкового оружия Великой Отечественной: винтовку Мосина, СВТ-40, ППШ, ДП-27, пулемет Максима, пистолеты ТТ и наганы, а рядом стреляли из макетов винтовок в тире.

В полуразрушенной водокачке разместился немецкий штаб. На входе стояли ослепительные блондинки в униформе СС-хельферин, вальяжно ходили огромные доги и овчарки, а пожилой военкорр корпуса Панцерваффе отдыхал в кресле. В штабе гости знакомились с полевым бытом немецких связистов. За пишущей машинкой сидела военная секретарша, рядом стоял походный алтарь капеллана. В свете масляных ламп посетители смотрели на чёрно-белые фотографии и пропагандистские плакаты.

Параллельно с площадкой Великой Отечественной работали исторические локации рядом с Гатчинским дворцом, а на плацу состоялась выставка военной техники и дефиле костюмов 1940-х годов. Завершением исторического праздника стал концерт во дворце, музыкальное торжество в стиле императорских приемов XVIII века.