Можно ли использовать методы исторической науки для изучения выдуманной вселенной? Что можно узнать о реальной истории, прочитав книгу об «Игре престолов»? Как этот сериал раскрывает психологию современного человека? И, в конце концов, – почему он так популярен? Мы пообщались с создателем сборника «Игра Престолов. Прочтение смыслов» Романом Шляхтиным. В 2017 он организовал конференцию, посвящённую саге Джорджа Мартина. В мае выходит книга.

Фото с сайта imdb.com

Что вас подвигло к тому, чтобы провести научную конференцию об «Игре престолов»?

Это случилось так. Я был в Москве и просто захотел посмотреть сериал (тогда как раз шёл очередной сезон) в компании друзей. Я написал об этом пост в Facebook: давайте соберёмся, выпьем вина, посмотрим сериал. И на этот пост откликнулось восемь или девять моих друзей, молодых учёных из разных областей – психологи, историки. В комментариях внезапно возникла дискуссия по нескольким вполне научным аспектам «Игры престолов». И туда же, в комментарии, пришли люди, которые сказали: «О, отлично, давайте сделаем из этого какое-нибудь событие». И вот так, буквально за полдня обсуждения в Facebook, родилась эта конференция.

Роман Шляхтин

Специалисты в каких научных областях выступали на конференции?

У нас, я особенно этим горжусь, активно участвовали психологи – Ольга Гаврилова и Светлана Яблонская. Были историки, я сам историк по образованию. На конференции выступал, например, Вова Костырев – наверное, один из самых мощных в России специалистов по Столетней войне. Он профессионально занимается рыцарскими кодексами чести, работал в архивах Англии и Франции. Среди историков в проекте также участвовала Анастасия Локтева, которая занимается исследованием домашних животных.

У нас было несколько журналистов. В их числе – Семён Кваша, который сейчас возглавляет портал Codaru.com и занимается памятью. Он у нас выступил со статьей про соотношение обнажённого тела и компьютерной графики в сериале.
Также в конференции принял участие историк Александр Марей из Вышки (НИУ ВШЭ. – Прим. авт.). К сожалению, он не смог подготовить для сборника статью из-за высокой загруженности, но на конференции выступил с отличным докладом «Карлик, евнух и банкир» про экономику Вестероса. А нарратолог Мария Графова много и подробно рассказывала про особенности построения повествования в «Игре престолов».

Фото с сайта imdb.com

Наши участники не только посмотрели сериал, но ещё и прочитали книги Мартина. И это очень важно, потому что люди часто забывают, что «Игра престолов» – огромная литературная сага, которая сейчас разворачивается практически параллельно киноверсии. Сага эта популярна потому, что Мартин смог поднять в ней темы, которые волнуют нас. На эти современные темы – гендер, власть, психологическая травма – и рассуждают авторы работ, опубликованных в сборнике.

Книга, которая скоро выйдет в продажу – это аккумуляция результатов конференции или нечто большее?
Безусловно, книга – это нечто большее. С момента проведения конференции прошло почти полтора года. После конференции на нас вышло ещё несколько людей, которые также захотели писать про «Игру престолов». И одновременно с этим замечательное издательство АСТ предложило сделать сборник. В итоге, после нескольких раундов сложных переговоров, мы подготовили книгу, включив туда много дополнительных материалов. Книга получилась больше, чем конференция, чему мы, конечно, очень рады.

Как вообще можно исследовать вымышленную вселенную, придуманную одним человеком? Отличается ли такая работа от исследования нашего «реального» мира?

После постмодернистской революции XX века у учёных возникло очень много вопросов к самому историческому знанию. Насколько полны наши представления о реальном мире? И насколько мы можем вообще что-то говорить и предполагать о том, что и как было в XII, XIII, XIV веках?

В этом плане мир Мартина более познаваем, потому что автору можно задать вопрос, попросить комментарий и т. д. У людей XII, XIII или XIV века, как вы понимаете, мы уже ни о чём спросить не можем. Однако методы исследования текстов остаются теми же – и некоторые методы, которые мы используем для изучения письменных источников или археологических комплексов, можно применить для исследования мира Мартина. Потому что имеющийся корпус источников сравним с тем, чем располагают историки. Мы просто берём те же методы, что и для изучения средневековой хронистики, и пытаемся применить их к «Игре престолов».

И как раз по результатам наших исследований видно, что мир Мартина – придуманный, а не настоящий. В нём есть большое количество несоответствий и нестыковок. В некоторых местах автор, который, я напомню, по образованию журналист, не понимает каких-то реалий и допускает большие ляпы. Эти вопросы мы как раз разбираем в сборнике.

Фото с сайта imdb.com

А не могли бы вы привести примеры таких несоответствий?

Я приведу пример из близкой для меня области. Я сам занимаюсь византийско-сельджукским пограничьем, то есть сосуществованием и взаимодействием полуоседлых и полукочевых народов.

С кочевниками, т.е. с дотракийцами, у Мартина беда – даже в той климатической модели, которую он описывает, совершенно непонятно, как они выживают в степи и как вообще функционируют их экономика и политическая власть. Кхалы и кхаласары ещё более-менее неплохо соответствуют реальности, так как Мартин опирается на книги хорошего американского исследователя Питера Голдена, однако в экономике кочевников автор саги не понимает совсем ничего.

И когда вы читаете его описания экономики кхаласара или смотрите, как это показано в фильме, то понимаете, что в реальной жизни такое объединение в степи вряд ли прожило бы год или даже полгода. Ведь если у дотракийцев есть огромные табуны, которые описывает Мартин, то за ними надо следить. Не очень понятно, как суровые мужчины с огромными серпами, проводящие большую часть времени в пирах и набегах, успевают этим заниматься. Или это задача суровых женщин? Или каких-то рабов? Если рабов, то кто их кормит?

В общем, таких ошибок или нестыковок достаточно много. И это нормально, на мой взгляд, потому что мы же с вами любим Мартина не за историческую точность, а за то, что он хорошо рассказывает интересную историю. Но при этом для меня, как для профессионала, важно донести до широкой аудитории мысль о том, что образ кочевника у Мартина – это стереотипное изображение, восходящее ещё к Геродоту, плод многовекового бытования образа кочевника как Чужого в европейской культуре.

Мне кажется, что важная миссия нашего сборника состоит в том, чтобы при всей условности тех знаний, которые можно получить из прошлого, люди всё-таки не путали условно реальный мир и наше представление о нём с миром, который придумал американский преподаватель журналистики.

Какова аудитория вашего сборника?

Целевая аудитория книги – люди, которые интересуются миром «Игры престолов» и хотят знать больше о реальных событиях, ставших фундаментом для его создания. Если вы посмотрели вторую серию восьмого сезона, в которой Джейме посвящает Бриенну в рыцари Семи королевств, ударяя её плашмя клинком по плечу, и захотите узнать, как на самом деле посвящали в рыцари и где об этом можно почитать, то вам надо познакомиться со статьей Вовы Костырева в нашем сборнике. Если вы хотите понять, как на самом деле жили кочевники, то вам, наверное, стоит почитать Голдена, Хазанова и других авторов, на труды которых в нашей книге есть отсылки. Наша книга для тех, кому интересно узнать, как обстояло бы дело, если б Вестерос действительно существовал в средневековой Европе.

Фото с сайта imdb.com

Книга становится отправной точкой, которая позволяет узнать больше?

Да. При этом мы не отсылаем читателя к узкоспециальной литературе с описаниями археологических объектов или рукописей, это не совсем наша задача. Мы скорее расширяем горизонты. В этом смысле показательны статьи, которые написали наши психологи. Они вводят понятие травмы и создают систему координат, которая потом, возможно, позволит человеку что-то понять не только про «Игру престолов», но и про себя.

Каждая статья – это дверь в то или иное направление, и каждый из читателей сможет выбрать, куда ему идти. Можно сначала попробовать одно, а потом – другое. И мы надеемся, что книга поможет читателям сделать собственные открытия. Потому что, понимаете, мы здесь не учебник пишем и не хотим никого ничему научить. Наша цель – поделиться тем, что интересно нам, и заинтересовать этим других людей.

Могут ли исследования мира Мартина и подобных фантастических вселенных принести какую-то пользу для науки – например, для развития методов исследования?

Такие исследования ценны не столько для методологии, сколько для преподавания. Например, я занимаюсь в рамках своей академической карьеры преподаванием и хорошо помню, что до появления книг Мартина преподаватели и студенты черпали общие образы из фильмов Питера Джексона и книги «Властелин колец». Сейчас многое можно (даже от противного) проиллюстрировать «Игрой престолов». Уж поверьте опытному лектору: такие сравнения и отсылки очень помогают привлечь аудиторию и удержать её внимание.

Что касается пользы для науки… Это хороший вопрос. Я не уверен, но мне кажется, что успех сериала способен, во-первых, вызвать обсуждение в научном сообществе, а во-вторых, возможно, стимулировать рост интереса к методам, которые позволяют связать сериал, наши исследования и такого рода популярную культуру. Например, та же нарратология, за которую у нас отвечает Мария Графова, – это такая универсальная гуманитарная субдисциплина, которая занимается исследованием сюжета любого произведения – от сериала до исторической хроники. И если сериал поможет привлечь к ней внимание, дополнительные инвестиции – это будет хорошо.