После того, как 26 марта проект «Времена и эпохи» был объявлен лучшим фестивалем мира на церемонии вручения премии Global Eventex Awards, можно смело утверждать, что мы изменили московскую городскую среду и понятие «муниципальные развлекательные мероприятия». Но как этот фестиваль изменил команду «Ратоборцев»? Через что каждый раз приходится проходить организаторам этого масштабного события? Мы пообщались с ключевыми персонами «Времён и эпох», чтобы узнать, что происходит за кулисами фестиваля.
Лучший фестиваль в мире
Рассказываем о закулисье "Времён и эпох"
Денис Дёмин – генеральный директор АИП «Ратоборцы»
— За время существования «Времён и эпох» фестиваль вырос многократно, усложнилась его организация. Как за эти годы поменялась команда?
— Она не просто поменялась, она меняется до сих пор. Но главное – всей командой мы отказались от надежды на спокойствие и планомерность. Признали, что проекты такого масштаба и при таких вводных как у нас – это вечное изменение. Меняется всё и всегда, команде приходится на это реагировать. Стоило это принять как данность – и из раздражителя это стало просто еще одним фактором, который надо учитывать в процессе.
Про отдельных людей в команде говорить сложнее, слишком все разные. Вот, кстати, что об этом пишет главный координатор фестиваля Василий Тартыжов, почитайте: Василий Тартыжов
Дарья Исаева – координатор иностранных участников фестиваля «Времена и эпохи»
— Сейчас участие иностранцев во «Временах и эпохах» – норма. Так ли было всегда? Как менялась ситуация с годами? Меняются ли отношения между российскими и иностранными участниками?
— Да, первые годы, когда мы звали иностранцев, думали, что будем у них учиться – это же Европа, в Европе всегда всё лучше. Но на самом деле мы столкнулись с тем, что уровень реконструкции иностранцев по сравнению с русским хуже, и во много раз. Это зависит от стран. Если брать Европу, то в Европе самая лучшая реконструкция у англичан, у французов тоже хорошая. А самая худшая – у итальянцев, особенно реконструкция Рима. Если сравнить с Россией, то какую эпоху ни возьми, у нас, по-моему, везде очень качественная проработка (даже если это не история России, а например, та же Англия или даже Турция). У нас всегда очень внимательно подходят к деталям.
Со временем мы поняли, что им можно учиться у нас. Но есть нюансы. Например, к костюмам мы более скрупулёзно относимся, и у нас они лучше. Но у них лучше быт, то есть мебель, какие-то предметы. Может быть, в силу того, что у них это в музеях очень хорошо сохранилось, и нет сложностей с тем, чтобы прийти, посмотреть и сделать копию.
— А их отношение к фестивалю изменилось?
— Да, теперь, конечно, очень много заявок приходит. Люди, которые приезжали сюда один раз, чаще всего хотят вернуться. У нас с некоторыми иностранными координаторами по странам сложились очень дружественные отношения: каждый год они готовят что-то новенькое, подтягивают новые группы.
Ну и, конечно, вместе с ростом фестиваля увеличивается и количество иностранных участников. Если вспоминать фестивали, которые проходили до 2017 года, то это трёхдневные мероприятия, и иностранцев там было максимум человек 70-100. А в 2017 году стояла задача собрать 1 000 человек. В итоге приехало 700, почти из 30 стран. Нам приходилось организовывать специальные чартеры, чтобы их привезти. Самолёты, целиком заполненные реконструкторами в костюмах – это был отдельный отличный флешмоб.
Анастасия Сбытова – менеджер содержания фестиваля «Времена и эпохи»
— Большая часть координаторов площадок фестиваля – не сотрудники агентства. Как можно собрать такую команду, которая действует слаженно, работает в одном стиле, да ещё и на одинаково высоком уровне?
— Такой большой фестиваль «Ратоборцы» не могут сделать только своими силами. Поэтому мы собираем всю реконструкторскую тусовку и все эпохи вместе. Сложность есть, потому что многие из них – не организаторы мероприятий, а реконструкторы. Они хорошо знают свою эпоху, историю, людей, кто это делает, источники. А вот как посчитать смету, сделать зонирование площадки, согласовать всё это с городом – для них это тёмный лес.
Мы сделали кучу шаблонов документов, инструкций и примеров. Делали общие встречи, совещания. Многие активные участники творили совсем «на удалёнке» – мы их увидели впервые уже на мероприятии. Так, например, делалась площадка «Крымская война» – её создавал крымский коллектив, а площадку «Как построить замок» делали в Питере.
По опыту прошлого года, большинство координаторов справились со всеми сложностями организаторской работы. Справились со всеми проверками и даже с появлением мэра на Тверском бульваре.
Михаил Сусанов – заместитель генерального директора АИП «Ратоборцы»
— Если воспринимать фестиваль как айсберг, что можно рассказать о его подводной части? Чего не видят зрители?
— Фестиваль – это не айсберг. Это шельфовый ледник, который состоит из торосов ночного монтажа, паковых льдов документов, трещин между задачами разных отделов, через которые вырастают снежные мосты коммуникации. Огромная – дышащая, шевелящаяся и постоянно меняющаяся масса, которую большинство видят как фотографию ледового великолепия, сделанную приплывшими в Антарктику исследователями или туристами.
За фасадом фестиваля – монотонная работа с огромными массивами данных, тысячи человекочасов координаторов, интеграторов, администраторов, дизайнеров, мастеров-ремесленников, инженеров, логистов, монтажников, водителей и прочая, и прочая.
Начинается всё, конечно, с создания концепции (в прошлом году она, кстати, состояла из 1200 листов формата А3). Потом утверждение смет и лимитов, подбор подрядчиков, контроль за исполнением задач, бесчисленные согласования с городскими структурами, совещания-совещания-совещания, производство декораций и реквизита – тысячи дел. Зато в какой-то момент ты понимаешь, что всё, что мог, уже сделал и фестиваль начинает жить собственной жизнью. А через два-три месяца уже пора начинать готовить новый фестиваль. Работа над «Временами и эпохами» не заканчивается никогда.
Ксения Хацко – арт-директор фестиваля «Времена и эпохи»
— Историю не все знают и не все любят. Как получилось, что «Времена и эпохи» стали настолько популярными: каждое лето фестиваль посещают миллионы горожан?
— Городской фестиваль летом – это точно нескучно. Зелень, солнце, а тут ещё посреди привычных бульваров и парков возникают оазисы самых разных эпох. Внезапно!
Любопытство и удобство – вот секрет успеха фестиваля, на мой взгляд. Мы предлагаем актуальные форматы взаимодействия с историей: общение, игра, театр, развлечение, цифровые технологии. Но с неизменно качественным историческим контентом. Реконструкторы, участники фестиваля – высококлассные специалисты своего дела.
«Времена и эпохи» – это фестиваль будущего, который рассказывает о прошлом. Новые знания и необычный опыт мы упаковываем в современную, удобную и понятную жителям XXI века обёртку. И такой подход во всём: в навигации, дизайне, медийной составляющей. Наш фестиваль точно не про пыльные витрины и занудные экскурсии.
Мы разработали мобильное приложение «Времена и эпохи» – оно рассказывает о площадках, прокладывает к ним маршрут, показывает рейтинг площадок. Это был интересный кейс. Не все верили, что за два месяца можно подготовить полноценный навигационный сервис, но нам удалось это сделать. Такой же интерфейс ждёт гостей на сайте фестиваля.
На каждой площадке гостям раздают большие раскладные карты фестиваля с программой. Участники и сотрудники инфослужбы помогают сориентироваться и подобрать самое интересное. А соцсети транслируют все события в прямом эфире.
У каждого продукта (а фестиваль – тоже продукт) есть дизайн, который делает его понятным, удобным и эстетически привлекательным. Основа внешнего облика «Времён и эпох» – паттерн: узор, состоящий из множества исторических элементов. Это сама ткань истории. В 2018 году мы выделили слои, полоски паттерна ярких летних цветов. Ведь исторический процесс – это огромный слоёный пирог, и чего в нём только не намешано. В 2019 мы идём дальше – хотим посмотреть, что же за этими слоями. Что будет, если подцепить краешек современности: что под ним? А если это краешек XV века или Античности? Мы будем снимать слои, расчищать их, даже срывать покровы! Как настоящие археологи.
Василий Тартыжов – главный координатор фестиваля «Времена и эпохи»
— Какие планы на фестиваль 2019 года? Чем вообще можно удивить публику после всего того, что было?
— Удивлять есть чем, задумок довольно много. Мы хотим сделать в том числе световое шоу. Хотим, чтобы наш фестиваль ассоциировался не только с реконструкцией, но в принципе с историей в целом. Мы хотим делать больше и ярче: музеи, национальные культурные центры, арт-пространства – мы ищем новые места и идеи, которые расскажут свою Историю.
Недавно ездили в Стамбул, чтобы собрать информацию для новой площадки «Времён и эпох». Когда там рассказывали про наше мероприятие, то люди просто не поняли, как такое можно сделать. А мы относимся к этому уже как к чему-то обыденному. В прошлом году думали: «Как можно взять и занять всё Бульварное кольцо?», а сейчас такие: «Ну, да, Бульварное кольцо мы точно занимаем. Сейчас ещё бы парки…». То есть мы даже не осознаём, насколько грандиозное и классное событие делаем. Но сторонние люди вообще не понимают, как это возможно.
В этом году мы возвращаемся в парки и делаем огромный фестиваль про Средневековье. Расширяем сотрудничество с музеями, чтобы делать в них тематические выставки, которые будут проходить во время фестиваля. Александр Щупляков сейчас прорабатывает спецпроект – хочет сделать площадку по исторической татуировке. Он хочет собрать там мастеров со всего мира, которые занимаются традиционной татуировкой. А этих людей по пальцам можно пересчитать.
Мы хотим занять фотостенды, которые стоят на бульварах или в парках, и использовать их – чтобы они дополняли площадку. Мы хотим сделать экскурсии, более глубоко погружающие зрителей, гостей площадки в её тему и эпоху. В общем, сюрпризов много. Вопрос в том, что мы успеем реализовать.
Алексей Овчаренко – автор проекта «Времена и эпохи»
— Как бы выглядели «Времена и эпохи», если бы нас ничто не ограничивало? Как выглядит исторический фестиваль мечты?
— Исторический транспорт на Бульварном кольце. Нужно не просто занять бульвары историческими площадками, но и перекрыть на неделю по одной полосе с каждой стороны бульвара, чтобы там ходил полностью исторический транспорт. Придётся фактически изъять пространство из существования в городе здесь и сейчас, погрузить его в другой век, с запахами, со звуками: с конями, которые ржут, с ругающимся дворником. Это сложно, но оно того стоит – попав на такую улицу, человек сможет совершенно по-другому прочувствовать эпоху.
Но это только начало. Мы придём к полному погружению в прошлое. Речь идёт о постоянно работающих площадках, на которых каждый сможет сам регулировать, степень своего общения с историей. Можно быть пассивным наблюдателем исторической жизни, которая разворачивается перед тобой, можно стать активным участником этих событий. А новые технологии дополненной реальности позволят прочувствовать историю и визуально, и тактильно, и даже на вкус.
Все девять лет своего существования фестиваль «Времена и эпохи» менялся. Он развивался чисто территориально – сначала выплеснулся за границы Коломенского парка, потом занял Бульварное кольцо и другие городские площадки. Изначально фестиваль был посвящён одной эпохе, потом стал «мультивековым», и с каждым годом число представленных эпох растёт.
Но теперь можно сказать, что «Времена и эпохи» вышли за границы самого понятия «фестиваль». С 2017 года полноценными участниками фестиваля стали академические учёные. Экспериментальная археология и этнография – тоже часть «Времён и эпох». Конкурс проектов поощряет людей, которые рассказывают об истории в любых форматах. Мы развиваем сотрудничество с музеями. Результаты нашей работы расходятся кругами, и их можно наблюдать круглый год, а не только в течение двух фестивальных недель.
Мы формируем среду, объединяем всех, кто занимается передачей исторической информации и развиваем новые формы общения специалистов с аудиторией.