Ноябрь, выходной день, три десятка взрослых людей с невероятно серьёзными лицами следят… как человека обматывают пищевой плёнкой. Что вообще происходит?! Это, друзья, историческая реконструкция!
Вот так она выглядит. Реконструкция — это не босоногие девицы, резвящиеся на зелёных лужайках во время фестивалей, и не закованные бойцы, радостно вонзающиеся в бугуртах. Всё это вершина айсберга. Основная суть реконструкции именно в таких встречах и разговорах. Но причём тут пищевая пленка?

В ратоборской мастерской прошла лекция об особенностях кроя итальянской одежды XV века, которую провел Асхат Хайров — комендант лагеря участников Турнира святого Георгия и площадки Loco Cimbali.

Казалось бы, никаких проблем с выкройками костюмов на XV век быть не должно — от этой эпохи осталось огромное количество изобразительных источников и все они достаточно подробные. Но когда начинаешь разбираться в деталях, возникает масса вопросов. Костюмы отличаются по странам и десятилетиям. По сословиям и достатку. И в итоге к конкретному костюму источник может оказаться и вовсе один. И никакого «вид спереди», «вид сзади».

Главная особенность мужского костюма XV века — крой по фигуре, что называется «в облипочку». Одежда должна сидеть как влитая, но при этом не стеснять движений. И когда пытаешься понять, как этого достигали мастера эпохи Возрождения, оказывается, что с точки зрения современного швейного дела, некоторые принципы построения выкройки крайне нелогичны.

Асхат, хоть и не имеет швейного образования, собаку съел на пошиве дублетов. Поэтому его опыт интересен всем, кто собрался в мастерской Ратоборцев. Он изучил множество источников, на которые опирается при пошиве. На примере своих и чужих костюмов разобрал типичные ошибки, которые возникают при попытке воссоздать одежду XV века. Все эти ошибки и приводят к вечно развязанным сзади шнуркам (сесть в неправильно сшитых шоссах невозможно), к мозолям на локте (узкие рукава мешают согнуть руку), к смешным складкам и так далее.

Апогеем вечера стал показательный раскрой дублета и шосс для нашего сотрудника Ильи Павлова. Именно для этого Илью обмотали пищевой плёнкой, а потом скотчем. Асхат применяет эту технологию для того, чтобы получить максимально эргономичные выкройки. Опыт показывает, что они получаются более точными, чем те, что сделаны с помощью классических мерок.

Этот приём хорошо знаком современным портным, но явно не использовался в XV веке – плёнки тогда, конечно, не было. Эта проблема стала поводом для большой дискуссии – позволительно ли в реконструкции применять такие технологии? Дискуссий вообще было много. По сути лекция превратилась в семинар – в обсуждении столкнулись профессиональные портные из ратоборской мастерской и реконструкторы. У одной стороны – большой опыт пошива и современные технологии, у другой – знание исторических источников и опыт ношения одежды XV века. Такой симбиоз не может не быть продуктивным. Это и есть настоящая историческая реконструкция – совместное изучение источников, выдвижение гипотез и жаркие дебаты.

В следующем сезоне посмотрим, как будет выглядеть Илья – сможет ли он поднять в своем новом дублете руки и не будут ли ему давить шоссы. Главное, чтобы он не набрал вес и не раскачался за зиму, иначе все старания Асхата пройдут зря.