Да простят меня за этот заголовок, но все именно так и было. А теперь по порядку.
Суббота, встала рано, собралась за 15 минут (что крайне непривычно для меня, особенно без косметики), чтобы к половине девятого оказаться на Речном вокзале — там меня ждали такие же отъявленные приключенцы. Мы отправлялись прямиком в прошлое.

В машине с удовольствием задремала, а через полтора часа проснулась от слепящего солнца и фразы «Прибыли». Выгрузились в деревне Попелково, что в Клинском районе — чистое поле, устланное блестящим снегом, лес вдалеке и одинокие березки. Красота! Только огорчал сильный ветер и мороз — ежилась от мурашек, а скоро предстояло переодеться в непривычную одежду.

Спустившись по склону мы, оказались около домика. Из открытой двери валил дым, рядом стояли парни, что-то готовили на костре в котле. Я подошла рассмотреть содержимое — внутри лежал подтаявший снег.

Ну что, готовы лакомиться похлебкой из синичек? — поинтересовался реконструктор.
Что делать-то, — вздохнула я. — Готова, раз вариантов нет.
Тут донесся голос из второго дома (он стоял чуть вдалеке):
Девушки, все собрались?
Я осмотрелась по сторонам. Вроде все: пять девчонок скромно стояли около дома и ежились от ветра.
-Бегом в дом, пора переодеваться, и айда в X век!

Мы пошли по дорожке в протопленный дом. Внутри было темно, свет проникал через полуоткрытую дверь. Каждой участнице дали по холщовому мешку со словами «Все современные вещи надо положить сюда».

Сняла верхнюю одежду, осталась в нижнем белье. Раздеваться дальше или нет? Тут подруга меня подтолкнула и говорит: «Бобер, снимай! На тебя ставки сделали, что не сломаешься». Вздохнула. Ладно, фиг с ним, когда еще в таком поучаствуешь. Полностью раздевшись, сначала натянула льняную рубаху по колена, затем шерстяную рубаху. На ноги огромные льняные штаны, сверху еще одни теплые штаны. Утянула их хорошенько на талии. На пятки натянула длинные носки. На голову шерстяной худ (типа капюшона), сверху тулуп. Подпоясалась и села заматывать обмотки (шерстяные длинные полоски, они здорово утягивают икры, в них заправила и штаны). Когда нас готовили к проекту, первым делом научили пользоваться обмотками. Говорили, что с первого раза не получится правильно надеть, часто будут разматываться. На удивление, я за все погружение в прошлое ничего не потеряла)) Справившись с обмотками, сунула ножки в меховые поршни. Больше всего боялась, что шерстяная одежда будет колоть, но лен этому препятствовал. Да и мысли о том, что надо в этом выходить в стужу и ветер, не давали чувствовать дискомфорт. Аккуратно вышла на улицу, прошлась — холода не чувствовала, только здорово задувал ветер в шею — худ оказался великоват, а шарфа у меня не было.

Отряд воинственных девушек собрали перед домом. Нам приказали сдать гаджеты, предупредили, что мы теперь в X веке и из нас сделают бесстрашных воинов. Ха, кто ж в это поверит, я улыбалась.

Меня зовут Ходота, я главный здесь. Сегодня буду вас обучать работе с историческим оружием и тактикам боя. Все! Не стоим и не мерзнем! Быстро на поле.

Мы рванули на поле, где красовались щиты.
Так, разобрали щиты, взяли в левую руку.
Подняла щит, прикинула вес и поморщилась — хотя точный вес и не сказали, так как достоверных источников нет, мне достался точно не менее трех килограммов.

Сначала нас учили правильно держать меч, затем ходить строем и кричать громко «Шаг!», защищаться мечом, открываться для удара, разворачиваться. Через 20 минут левая рука отваливалась. Уже думала бросить оружие ко всем чертям. Холод пока не чувствовала, все силы были брошены на тренировку.

Было ощущение, что я героиня раннесредневековой версии фильма «А зори здесь тихие». Нашим женским батальоном можно было только мышей пугать. Мы то падали под весом щитов, то подскальзывалась, у одной поршень развяжется, у другой в бою штаны слезут. Ржали громко, хохот наверно слышать в соседней деревне. А Ходота все говорил:
Шаг! Ну-ка! Напугали меня так, чтобы я обосрался!
Мы кричали «Шаааааг», серьезно надрывая глотки, а проводник улыбался и просил не смешить его так сильно.
После работы с щитами нам выдали мечи. Я с радостью бросила щит, и схватилась за клинок. А Ходота кричит:
Девчонки, а вы что щиты побросали? В левую щит, в правую меч. Будем учиться нападать и защищаться.
Мы выстроили стену щитов, крикнули «Шаг» и пошли выполнять команды. Руки гудели, тело устало, я начала замерзать.
Потом мы учились работать с копьями, менялись с девочками, отрабатывали техники боя, кололи невидимого противника. На это ушло минут 20.

И Ходота все время кричал: «Не стоим на месте, бегом за оружием, замерзнете». Гонял нас здорово. Все было интересно и необычно. Никогда бы не подумала, что я окажусь в образе воина X века и что это ТАК тяжело. Много видела реконструкторов на фестивалях, но как-то не воспринимала всерьез всю сложность.
Над нами сгущались тучи. Надвигалась метель. В руках у меня оказалась сулица, и предстояло научиться ее метать. Я в душе ликовала, наконец-то можно проявить ловкость. Между нами устроили соревнования, мы должны были попасть в мишени. Кажется, что легко попасть: просто кинул, наконечник воткнулся, миссия выполнена.
Мое оружие по первости пролетало, падало на снег и скользило еще метров 10. Все смеялись, я только и бегала туда сюда, ругая себя, что такая неумеха. Зато потом, на отработке приемов в парах, бывало, что и попадала! Ужасно гордилась своей меткостью!

Последним военным испытанием стала стрельба из лука. У меня никуда ничего не улетало, стрела оставалась в руках. К тому моменту ноги окончательно замерзли, руки тоже. Стрелять в варежках невозможно. Но азы я освоила, даже два раза в мишень попала. Но уже и пальцы не слушались, и пальцы болели от тетивы. Собрала улетевшие в поле стрелы, отдала Ходоте и рванула в полуостывший дом — в нем два года назад жил участник исторического эксперимента «Один в прошлом» — Паша Сапог.

Во всем теле чувствовала сильнейшую усталость. Все представляла, а как же было воинам тогда — со всей этой тяжестью, в суровых условиях, в скользкой обуви. Меня вырвал из мыслей голос:
Настя, бегом облачаться в кольчугу, предстоит экзамен, вас ждет настоящий бой!
А можно без кольчуги? — попыталась я слиться.
Девчонки настояли, что все переодеваются и идут воевать. Захотела приключений — получай по полной!

Сказали снять тулуп, выдали шерстяной кафтан. Чтобы надеть кольчугу, пришлось наклониться, голову опустила вниз, руки тоже — и в такой нелепой позе на меня натянули кольчугу Кажется, я чуть сложилась под ее весом — шутка ли, на мне было 7 кг металла, а через 10 минут еще водрузили на голову тяжеленный шлем. И в этом воевать?!

Ходота крикнул, чтобы мы выставили стену щитов, приказал назначить между собой воеводу. Ходота предупредил, что больше никаких игр не будет и пошел на нас с бродексом (двуручным топором). Понимаешь, что это все понарошку, но внутри что-то включается, когда на тебя бежит мужик и надо обороняться. Я стояла впереди и получила свою порцию ударов топором о шлем, отчего покачнулась и рухнула на землю. Мне крикнули: «Убита!». Я лежала и смеялась. А потом заходилась хохотом, когда меня поднимали за руки, так как не могла оторвать голову в шлеме от земли — вес был слишком большим, а сил совсем не осталось.

Но самое страшное ждало впереди. Нам приказали спрятаться за щитами — стреляли из лука. Фак! Мы так не договаривались. Пока об этом думала, по моему щиту прошлась стрела и удар отдал в руку. Я сжала рукоять сильнее. Очень страшно вот так довериться незнакомому человеку, который стреляет в тебя из лука, а у тебя спрятано тело за каким-то щитом, а дома ждет сын и собака. Кажется, тогда я научилась здорово втягивать голову в себя.

После тренировок с огромным облегчением помчалась в дом скидывать тяжелую защиту и прятаться в уже родной тулуп. Ноги были холодными, спасла бы их только горячая ванная. Не буду говорить, сколько раз я думала о ней в тот незабываемый день!

И вот я дождалась момента, когда нас начали обучать разжигать огонь. Если б я оказалась одна в лесу, то померла бы не от голода, а от холода. Добыть огонь так и не смогла. Многие знают, что огонь появляется от искры, которую непросто выбить с помощью кресала и кремня. Я все вспоминала Пашу — героя проекта «Один в прошлом»: он как-то рассказывал, что бывало не мог получить огонь и 20, и 30 минут! Пока била о камень в надежде получить искру — поранила все пальцы. Мне помогли. Дали готовый трут — уголек из гриба чага, который растет не березах. Уголек раздувается в паклю, которая легко занимается. Я раздувала его минут пять, глотая дым и кашляя. Здесь важно не прекращать раздувать, ускорять темп. Огонь я добыла и ликовала.

На улице готовился обед — чечевичная каша на талой воде с курицей. Абсолютно исторично, ужасно вкусно. Я отбежала проверить соленость блюда и случайно увлеклась едой. Ко мне сбежались девочки, мы все залезли деревянными ложками в котелок, немного насытились. Затем мужчины занесли стол в дом, вокруг расставили скамьи, каждый разобрал миски с ложками и принялись в полутьме за скромный обед. Представьте: в руках горячая каша, на улице сильнейшая метель, освещает комнатку только узкая дверная щель. Сидели довольные и слушали рассказ Ходоты о единственной древнерусской правительнице — княгине Ольге.

Часов в пять, как начало смеркаться, нам объявили, что погружение мы прошли успешно и, что самое неожиданное, полностью. Покорили мы сердце Ходоты, признался наш проводник в X век, что в конце мы заметно лучше стали держать строй и превзошли его ожидания.

Я побежала в протопленный дом переодеваться в привычное и ужасно холодное. Еще через 15 минут взяла телефон и осознала, что у меня есть зависимость. А в течение дня я о средстве связи даже не вспоминала. Было чудесно. Испытания полезны, чтобы крепче ценить то, чем обладаешь в настоящем. Скажу честно, жить в X веке я бы не хотела.

На вечер была запланирована душистая ванна с аромамаслами и морской солью, перед сном любимый сериал на шикарнейшей кровати под мягким одеялом. Вернувшись в родной дом, потискала пса, уже перед сном откушала чая с булочкой. Был только один момент, напоминавший о минувших событиях — левую руку я не могла поднять, а спина начинала предательски ныть.

Точно с девочками решили, что надо повторить испытания, только теперь уже летом, с ночевкой и изучением быта и женских ремесел. Если уж познавать прошлое, то по полной программе, не щадя живота своего!
И, конечно же, без трусов, а то какое это погружение;)